Новости

В Свято-Успенский мужской монастырь принесена святыня


В майские дни в Свято-Успенскую мужскую обитель Красноярска была принесена святыня, хранящаяся в экспозиции Красноярского краевого краеведческого музея — икона Божией Матери «Знамение» Абалацкая, написанная 120 лет назад. До 25 мая верующие смогут поклониться чудотворной святыне в стенах монастырской обители.

История иконы удивительна и тесно связана со строительством находившегося на месте города Дивногорска Красноярского Знаменского общежительного мужского скита, от которого ныне сохранилось только здание (в несколько перестроенном виде) у автострады на въезде в Дивногорск со стороны Красноярска.

В 1886 году в Екатеринбургском женском монастыре некий странник — казак из Енисейской губернии Кассиан Бабенков, впоследствии монах Знаменского Скита Тихон — заказал по данной ему доверенности жителями одной из деревень Енисейской епархии написать икону Божией Матери. Заведующая живописной этого монастыря монахиня Ангелина написала образ Богоматери — копию с явленной чудотворной иконы, именуемой Знаменской Абалацкой, по месту своего явления в Тобольской епархии. Икона размером 1/4 аршина высоты (примерно 90 см) и 1 аршин ширины (71 см) написана на доске по золоченному чеканному фону в византийском стиле. Стоимость иконы была определена в 150 рублей. Накануне освящения иконы Кассиан получил письмо от своих доверителей, которые сообщали, что для них эта икона будет дорога и не подходяща. Правда в тот же день Бабенков получил и второе письмо из города Тюмени от неизвестного лица, в котором говорилось: «Брат Кассиан, возьми образ Богоматери и ступай в Красноярск — там тебя ожидают».

С 26 на 27 ноября образ Абалацкой Богоматери был освящен в Соборном монастырском храме. Причем монахиня Ангелина, вручая освященную икону Кассиану Бабенкову, определила ее дальнейшее местообитание так: куда Матерь Божия сама благоизволит. И после освящения Кассиан стал собираться в дорогу, соорудив для иконы небольшую кошевку. Перед отправлением был совершен в Екатеринбургском женском монастыре напутственный молебен, и под колокольный звон сестры проводили Кассиана с образом Богоматери в дальнейший путь.

В пути с Бабенковым произошел один случай. Во время остановки в селе Ишим на его квартиру пришла неизвестная странница, назвавшаяся Марфой. Она до трех раз подолгу молилась пред образом Богоматери и затем, обратившись к Бабенкову, спросила его: «Ты куда везешь этот образ?» — «В Красноярский Успенский Монастырь», — ответил Бабенков. «Нет, Матерь Божия там жить не будет, она выстроит свой монастырь». Сказав это, она удалилась, и никто ее в Ишиме более не видел.

По приезде в Красноярский Успенский монастырь в марте 1887 года К. Бабенков был принят наместником — иеромонахом Филаретом (впоследствии строителем и первым настоятелем Знаменского Скита). Кассиан без утайки рассказал Филарету, как заказывал Святую икону, как путешествовал с нею тысячи верст, как встретилась ему в селе Ишиме неизвестная странница и говорила о построении какой-то новой обители для этой иконы.

Его слова глубоко запали в душу иеромонаха Филарета и спустя год при закладке церкви новой иноческой обители нарекли ее во имя образа «Знамения» Абалацкой Божией Матери. Спустя еще год, иждивением Красноярского купца Тимофея Кузьмича Матонина (того самого, на чьи средства строилась Знаменская церковь) был построен трапезный корпус, в нем был устроен временный домовой храм. И 26 ноября 1889 года иеромонах Филарет по благословению епископа Енисейского и Красноярского Тихона привез из Успенского монастыря в Скит Святой антиминс и храмовую икону Божией Матери «Знамение» Абалацкая. А 27 ноября, в день празднования Абалацкой иконы, в Знаменском Скиту была совершена первая божественная литургия, и — с этого времени икона становится Святыней Скита.

После того, как была построена и 8 июля 1891 года освящена Знаменская церковь в Скиту, икону перенесли туда и установили перед царскими вратами. Почти сразу паломники (а их в Скиту бывало до пяти тысяч в год) заметили чудодейственную благодатную силу иконы, исцеляющую от недугов душевных и телесных. В 1900 году к епархиальному начальству обратились жители Заледеевской волости с просьбой о крестном ходе по деревням и селам волости с иконой Божией Матери «Знамения» Абалацкой. В следующем году аналогичное ходатайство поступило от жителей Красноярска, а также Минусинского и Ачинского уездов. В своих приговорах они называли эту икону «Скитской-Чудотворной».

В 1905 году по распоряжению Епархиального начальства началось следствие о чудесах, бывших от иконы Божией Матери, которую теперь называли «3намение» Абалацкой-Скитской. Расследование установило 15 чудес, о которых и было донесено в Святейший Правительствующий Синод, который признал икону чудотворной и указом от 30 апреля 1907 года разрешил хождение со Святою Чудотворною Иконою по всей Енисейской епархии. Количество чудес, бывших от иконы, продолжало расти и к 1914 году их было уже около 40.

После установления Советской власти, когда Знаменский Скит был закрыт и реорганизован в детский дом, Знаменская Абалацкая икона хранилась в нем 9 лет.

В мае 1929 года командированный в Скит сотрудник Государственного музея Приенисейского края (ныне Красноярский краевой краеведческий музей) М.А. Дмитриев забрал икону Божией Матери «Знамение» Абалацкую, равно как и еще множество предметов церковной утвари (в том числе и другие иконы), для фондов музея. Ныне Чудотворная икона Знаменского Скита находится в экспозиции Красноярского краевого краеведческого музея, расположенной в северо-восточной башенке.