Красноярская епархия РПЦ была учреждена (с кафедрой в г. Красноярске) Высочайшим Указом 25 мая (6 июня) 1861 года как Енисейская и Красноярская (в ХХ в. — Красноярская и Енисейская, затем — Красноярская) епархия, будучи выделена из состава Томской и Енисейской (после 25.05.1861 — Томской и Семипалатинской) епархии. Красноярская епархия восстановлена в 1990 году на территории Красноярского края, приходы которого находились в составе Новосибирско-Барнаульской епархии. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 20 июля 1990 г. Управляющим Красноярской епархией назначен епископ (ныне — архиепископ) Красноярский и Енисейский Антоний.
Краткая историческая справка
Православные храмы и монастыри на канонической территории Красноярской епархии начали основываться еще в первой четверти XVII в., одновременно с освоением приенисейской Сибири. Тогда же принял мученическую кончину, а в середине XVII в. был прославлен первый на енисейских берегах местночтимый святой — св. мч. Василий Мангазейский. В 1618 г. заложен ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири Енисейск. Здесь были основаны Св.-Спасский мужской и Св.-Иверский женский монастыри; мастерами-енисейцами возводились многочисленные храмы в традициях восточно-сибирского церковного зодчества (Св.-Богоявленский, Св.-Успенский, Св.-Воскресенский и др.), ряд из них сохранился до наших дней или восстановлен. В Енисейске были преданы в XIX в. земле честные останки местночтимого сибирского святого, прав. Даниила Ачинского. Значительную роль в православном миссионерском северных территорий Енисейской губернии играл Св.-Троицкий мужской монастырь (б. с. Монастырское, ныне — Туруханск), место паломничества к свв. мощам мч. Василия Мангазейского (в послереволюционный период временно утраченным, в середине 90-х гг. вновь обретенным).
Первый красноярский правящий архиерей — преосв. Никодим (Казанцев), немало потрудившийся для духовного и культурного развития епархии и Енисейской губернии в целом. Его перу принадлежит ряд трудов по истории Приенисейского края, в том числе — о св. мч. Василии Мангазейском и рукописных дневников, ныне готовящихся к публикации. Последующие архиереи всемерно продолжали при участии духовенства и прихожан эту благодатную деятельность, в результате чего к 1917 году на территории Епархии было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 г. в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.
События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь Епархии. Целенаправленная борьба новых губернских властей с Церковью началась после принятия декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Уже к лету 1918 года было закрыто большинство епархиальных учреждений и хозяйственных предприятий. Церковные и монастырские земли конфисковывались и передавались в государственный фонд. Эта политика первоначально встречала стихийный отпор со стороны широких масс верующих.
В период временного падения советского режима на территории края летом 1918 г. и в последующие месяцы усилился «красный террор» по отношению к православным пастырям. Деянием Аpхиеpейского Собоpа 2000 г. было определено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века принявших в это время мученический венец иереев Красноярской епархии: Александра Поливанова (1919), Амоса Иванова (1919), Владимира Фокина (1919), Димитрия Неровецкого (1919), Иоанна Пригоровского (1878-1918), Михаила Вологодского (1920), Михаила Каргополова (1919), Николая Силина (1919), Порфирия Фелонина (1919), Стефана Семенченко (1919), Трофима Кузнецова (1919).
После окончательного установления Советской власти в губернии процесс «ликвидации» приходов и религиозных учреждений возобновился с удвоенной силой Объектом «национализации» стали, прежде всего, монастыри и домовые храмы. Были закрыты не только сами монастыри, но и все открывавшиеся на их территории сельскохозяйственные артели. Массовый голод в стране послужил поводом для масштабной кампании по изъятию церковных ценностей, прошедшей в храмах епархии весной и летом 1922 г. Православные общины закрывались, имущество церквей разграблялось. Протесты духовенства и прихожан игнорировались.
После 1922 г. епархия периодически оставалась без постоянного архиерейского управления. Незначительная часть приходов перешла к обновленцам. Не впавшие в обновленческий раскол приходы края по возможности поддерживали связь с епископами соседних сибирских регионов (некоторое время на территории губернии действовали, помимо Красноярской, также оставшиеся верными Патриарху Минусинская и Ачинская епархии). Рукоположенный в 1925 г. во епископа Красноярского иеромонах Амфилохий (Скворцов), будущий новомученик, был уже в следующем году арестован и отправлен в заключение на Соловки. Недолгое время на территории края существовали также две обновленческие и одна григорианская епархии и их немногочисленные приходы.
Как и по всей стране, антирелигиозная кампания в регионе усилилась в тридцатые годы, в результате чего к началу Великой Отечественной войны были закрыты практически все храмы на территории Красноярского края. До 1938 гг. руководство церковной жизнью осуществляли временно управлявшие епархией архиереи. Последний временно управлявший епархией владыка Сергий (Куминский), епископ Ачинский, был арестован в ноябре 1937 г. Большинство представителей красноярского духовенства были арестованы, другие вынужденно пребывали «за штатом» и «на покое». Архиерейским Собором 2000 г. были канонизированы принявшие мученическую кончину в период репрессий 30-х гг. ХХ в. епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов, 1885-1937) и протоиерей Николай Казанский(1874-1942).
Изменение государственной политики по отношению к Церкви, произошедшее в годы войны, позволило начать восстановление церковной жизни на территории епархии. Первым из красноярских храмов вновь открылся храм-часовня свт. Николая Мирликийского на Николаевском кладбище в Красноярске; в нем проходили богослужения, возглавляемые святителем Лукой (Войно-Ясенецким), назначенным на красноярскую кафедру в 1942-м году и занимавшим ее до начала 1944 г. (1877-1961; в 90-х гг. ХХ в. был прославлен в лике местночтимых святых Крымской и Красноярской епархий; Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. включен для общецерковного почитания в состав Собора новомучеников и исповедников Российских). Уже после отбытия Архиепископа Луки к месту нового служения в Тамбов был вновь открыт старинный Свято-Покровский кафедральный собор. Постепенно стали открываться приходы в других городах и районах края.
После непродолжительного периода временного архиерейского управления приходы Епархии вошли в состав соседних епархий; по большей частью они были объединены в Красноярское благочиние в составе Новосибирской епархии. Большая часть открытых и построенных на красноярской земле в послевоенные годы храмов была вновь закрыта во времена новых атеистических гонений. Церковная жизнь в действующих приходах епархии продолжалась при окормлении немногочисленных пастырей, их и их паствы молитвами и трудами. Среди восстанавливаемых ныне имен этих подвижников многим особенно памятно имя архимандрита Нифонта (Глазова, 1919-2004 гг.), бывшего в 60-70 гг. прошлого века благочинным красноярского округа, духовно взрастившего несколько поколений красноярцев, в числе которых есть и немало священнослужителей.
Современный период в истории епархии
В результате многолетней борьбы государства с Церковью, к моменту празднования 1000-летия Крещения Руси в крае не насчитывалось и полутора десятков действующих храмов. Современный этап в истории епархии и ее возрождение после семидесятилетнего периода атеистического безвременья начались в 1990 году после воссоздания Красноярской епархии и назначения (20.07.90 г.) на красноярскую кафедру Преосвященного епископа Антония (Черемисова; в 1999 г. возведен в сан архиепископа). Событием непреходящей духовной важности для возрождаемой епархии стал визит на красноярскую землю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 30 ноября — 04 декабря 1999 г.
К моменту открытия Красноярской Епархии в нее входили выделенные затем в отдельные епархии приходы Кемеровской и Хакасской автономной областей. За прошедшие пятнадцать лет в Красноярской епархии восстановлено и построено более 210 храмов, молитвенных домов и часовен, в том числе при больницах и пенитенциарных учреждениях, открыто 3 мужских и 3 женских монастыря, созданы церковные учреждения, православные общественные организации, братства и сестричества, богословско-пастырские курсы, воскресные школы при храмах, центры православной культуры и библиотеки, несколько православных гимназий и прогимназий, церковные и молодежные духовные хоры, работают епархиальные паломническая служба, пресс-служба, издательский центр. Возведенный в конце ХХ в. Свято-Крестовоздвиженский собор г. Лесосибирска — один из самых больших храмов за Уралом. На территории Красноярской епархии расположен считающийся самым северным православным приходом мира приход Св.-Богоявленского храма в с. Хатанге. Основные направления епархиальной деятельности (катехизаторское и образовательное, миссионерское, социальное служение и др.) курируются соответствующими епархиальными отделами.
Активная научно-богословская деятельность осуществляется Правящим Архиереем, являющимся кандидатом богословия, академиком Петровской академии науки и искусств, действительным членом Географического общества России и постоянно участвующим в международных и межрегиональных научно-богословских симпозиумах. В этой епархиальной деятельности участвуют как представители духовенства, так и воцерковленные миряне. Миссионерская и катехизаторская работа ведется под руководством Правящего архиерея отделами епархиального управления совместно с благочиниями и приходами. Ежегодно осуществляются миссионерские поездки по труднодоступным малонаселенным районам Севера, ведется воцерковление молодежи, социально незащищенных групп населения, инвалидов, воспитанников детских колоний, приютов, заключенных в пенитенциарных заведениях. Созданы и активно действуют многочисленные братства и сестричества, православные общественные организации, молодежные клубы, творческие коллективы, воскресные школы и православные гимназии.
В течение семи лет проходят краевые образовательные Рождественские чтения, более 10 лет проводятся ежегодный Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности и фестиваль хоровой духовной музыки «Покровские встречи». Духовно-просветительскую деятельность, организацию научных конференций, симпозиумов ведет созданный в 1990-м г. Союз духовного возрождения Отечества. Широкий общественный отклик вызвали состоявшиеся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 2000 и 2005 гг. Крестные ходы по водам Енисея от Красноярска до Туруханска и Дудинки при поддержке администрации регионов, принесение святых мощей из других епархий России и зарубежья, перенесение из музейных фондов в храмы епархии древних икон — святынь.
Осуществляются регулярные международные контакты православной общественности приенисейского региона с православными организациями и деятелями ближнего и дальнего зарубежья. При содействии Красноярской епархии проходили с 1994 г. Славянские чтения с участием деятелей культуры и науки славянского зарубежья, в 2003 в Красноярске и городах края прошла международная фотовыставка «Сербия, 25-й кадр…», в 2005 г. состоялись организованные Культурным центром «Красноярское Воскресение» Дни культуры и духовности Сербии и Черногории. В 2005 г. епархию посетил по приглашению Архиепископа Антония Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович), в 2006 — иерархи Украинской Православной Церкви.
Активно работают епархиальные и приходские СМИ, с 2001 г. выходит ежемесячная полноцветная епархиальная газета «Православное слово Сибири», в Интернете с 2005 г. открыт епархиальный сайт, расположенный по адресу www.kerpc.ru, создаются сайты и печатные периодические издания приходов и епархиальных отделов. В рамках общеепархиальной или совместной, при поддержке сторонних структур, издательской и просветительской деятельности выходят отдельные издания, буклеты, календари, историко-публицистический альманах «Возрожденная епархия». В конце нынешнего мая пройдет презентация серии из трех книг «Сибирские владыки», подготовленной в издательстве «Красноярское Воскресение». Издательством «Восточная Сибирь» ведется работа над фундаментальным трудом по истории епархии и юбилейной книгой-фотоальбомом. Епархиальной пресс-службой совместно с Красноярской телекомпанией «Электрон» возобновлена подготовка еженедельных православных телепрограмм, начаты съемки фильма к юбилею Красноярской епархии.
Данные на 01.01.2006 г. (с дополнениями и изменениями) по благочиниям, монастырям, храмам епархиальным отделам приведены в соответствующих разделах сайта.