7 июня 2006 года в 11.30 в Выставочном зале Союза художников (пр. Мира, 56) состоится открытие выставки «Суриков и его эпоха».
Выставка, представленная Художественным фондом «Суриков» совместно с Управлением культуры администрации г. Красноярска, Красноярским отделением Союза художников России и Издательским домом «Суриков», — проект, прецедента не имеющий. Впервые в одном зале собраны репродуцированные в большом формате многочисленные редкие фотографии и выполненные по новейшим технологиям копии художественных произведений, в совокупности призванные открыть зрителю полузабытые, может быть, страницы биографии и творческого пути великого сибиряка.
Устроители стремились показать Василия Сурикова и его эпоху через фотодокументы разных жанров и разных лет, преимущественно связанные с родным городом художника. Это, прежде всего, городские пейзажи и зарисовки: улицы и переулки — Благовещенская, Воскресенская, Садовая, Сурикову знакомые с детства. Это дома, учреждения и — что православную душу особо радует — многочисленные храмы, связанные с историей рода Суриковых. Так, Всехсвятский храм, когда-то стоявший на месте нынешнего торгового комплекса «Квант», был приходской церковью, в которую ходила на службы семья будущего художника.
В экспозиции присутствуют и фото, редко или никогда ранее не публиковавшиеся — например, эпизод строительства на набережной Енисея нового, «чернышевского» здания Красноярского музея, в коллекциях которого имелись подлинники работ художника, и самое первое музейное здание. Фотопортреты, снятые когда-то столичными и красноярскими мастерами (знаменитыми Л.Ю. Вонаго, Н.А. Ставровским и др.), доносят до нашего современника облик родных и близких Василия Ивановича (брата Александра, дочерей Ольги и Елены), его друзей и единомышленников. Не менее значимую роль сыграли в судьбе мастера и его именитые земляки, меценаты и благотворители. На выставке представлены редкие фото купца П.И. Кузнецова, губернатора П.Н. Замятнина, когда-то «благословивших» скромного писца на учебу в Академии художеств. (И остается только сожалеть, что возможности экспозиционного зала не позволяют на этот раз представить всю собранную устроителями коллекцию — представлено менее ее половины).
Копии художественных полотен, этюдов и эскизов Сурикова, включенные в экспозицию, относятся преимущественно к временам, когда имя красноярца уже было на слуху у всей России. Рядом с «хрестоматийными» «Утром стрелецкой казни», «Взятием снежного городка» — гораздо менее известные этюды, позволяющие представить себе движение мастера от первоначального замысла к его воплощению. Здесь же и «говорящие», зачастую, фото — впервые экспонируемая фотография реального «взятия снежного городка» под Красноярском, снятые в красноярских и столичных фотоателье портреты земляков, послуживших моделями для некоторых из персонажей, родившихся под кистью великого мастера.
Организаторы выставки искренне надеются, что их детище станет поводом для новых, больших или малых, открытий зрителем уникального мира, имя которому — Суриков…