Сегодня, 9 марта, в Неделю сыропустную, Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье накануне начала Великого поста, в Красноярской епархии, как и по всей православной русской земле, верующие приходят на службы в храмы и просят у духовенства и друг у друга прощения за вечерним Чином прощения, совершаемым по окончании вечерни. От имени всех верующих священство будет в храмах епархии читать молитву о том, чтобы Господь помог людям достойно выдержать пост. Затем духовенство, начиная со священноначалия, испросит прощения у всех людей, находящихся в храме, затем и миряне будут испрашивать прощения, говоря: «Прости меня». В ответ принято говорить: «Господь тебя простит, и ты меня прости».
В это воскресенье верующие просят прощения и у всех своих домочадцев и знакомых — чтобы приступить к посту с доброй душой, не держа гнева на ближних. «…Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.», — сказано Спасителем в Нагорной проповеди (Мф, 6: 14-15). Обычай взаимного прощения перед началом многодневного поста сложился еще в первые века христианства. В египетских обителях подвижники собирались вместе, молились, просили друг у друга прощения — и уходили в пустыню. Сорокадневный Великий пост является основным из четырех многодневных постов и связан с евангельским сказание о том, как Господь 40 дней постился в пустыне. Сразу после Великого поста наступает постная же Страстная неделя — в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях.
Пост, или говение, — это отказ не только от определенной пищи, но от всех вредных привычек и увеселений. Это время покаяния, раздумий и усердных молитв. Цель любого поста — упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души духу. Поэтому, например, гневаться или унывать во время поста так же грешно, как пить вино или есть мясо. Лучше оскоромиться, чем в гордыне и самомнении гнушаться общением с близкими, нестрого соблюдающими пост. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 16-18).
Святые отцы церкви, рассуждая о соблюдении телесных постов, называли себя «не телоубийцами, а грехоубийцами». И на Руси, еще с дореволюционных времен, от поста по благословению духовника освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути. Но они особенно строго соблюдали духовный пост, воздерживаясь от развлечений, и на исповеди приносили покаяние в нарушении поста.