Сегодня, в первый день Великого Поста, по благословению Правящего Архиерея в храмах епархии начинается чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, которое продолжится в течение четырех дней первой седмицы поста на великом повечерии, а также в четвертый день пятой седмицы великого поста. Великий покаянный канон был составлен в начале VIII столетия. Название «великий» означает в данном случае «большой» и дано ввиду исключительно большого количества тропарей в каноне — общее их число превышает две сотни. Автора канона, святого Андрея Критского, именуют также — по месту его монашеского пострига — Иерусалимским. читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста.
Канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. Прп. Андрей Критский судил себя строго — не только за деяния, которые он поставил на последнем месте. Перед этим преподобный Андрей говорит, что согрешил умом, словом, произволением, предложением и мыслью, то есть оценивает с нравственной точки зрения все свои многообразные душевные переживания. Он не боится этого суда над собой и совершает его не только перед своей совестью, но и перед Господом, Которому открыто об этом говорит. Он знает, что если признается в своих грехах Господу, то может ожидать от Него прощения и милости. Если же попытается оправдаться перед Ним, то как раз и будет осужден: и в этой жизни лишится благодати, и в будущей потеряет надежду на спасение.
Мы сами сознательно собственной своей жизнью повторили грех Адама, и грех этот обнажил нас, лишил «первыя боготканныя одежды», то есть той благодати Божией, которая даруется всем в Таинствах Крещения, Миропомазания, Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин. Впадая в такое состояние, то есть лишаясь благодатной одежды, мы можем сказать одним из тропарей, канона Андрея Критского: «Обложен есмь одеянием стыда, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей». Когда Адам пал, он сделал себе опоясание из смоковничных листьев и тем самым показал, что в нем появился стыд, ибо он согрешил и лишился благодати. Стыд — это доказательство того, что был совершен первородный грех и что теперь он живет во всех нас.
Но в то же время характерная для преподобного Андрея манера вести разговор с собственною душою необычайно милосердна и, побуждая к покаянию, создает зазор между грешником и греховностью, удерживая от впадения в уныние. Великий канон написан по-гречески как поэтическое произведение. Однако, он относится к византийской средневековой поэзии, непривычной для современного слушателя — к так называемой антифонной силлабике. При переводе на церковнославянский язык Великого канона был использован особый «молитвословный стих», характерный для всех богослужебных текстов Русской Православной Церкви. Он отличается от обычной речи возвышенностью, ритмичностью, приспособленностью к напевному, речитативному исполнению в храме.