Новости

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Красноярской епархии

Сегодня в церквях Красноярской епархии, как и во всех храмах Русской Православной Церкви, совершаются богослужения великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – одного из двенадцати самых главных праздников Православия. Так как в этом году Благовещение выпало на Великий пост, по церковному уставу сегодня послабление – благословляется вкушать рыбу. Примечательно, что празднование Благовещения не отлагается на более поздний срок даже когда на 7 апреля выпадает празднование Пасхи. А для Благовещенского собора г. Красноярска при женском монастыре, посвященном Благовещению Пресвятой Богородицы, сегодняшний праздник – престольный. К дню храмового праздника настоятелю Собора, войсковому священнику Единого Енисейского казачьего войска Союза казаков России архимандриту Серафиму (Брыскину) за Божественной Литургией в Соборе атаманом Союза казачьих войск Азиатской части России полковником Вячеславом Кривоноговым была вручена почетная награда – Сибирский казачий Крест имени Ермака.


Название праздника – Благовещение – передает главный смысл его: возвещение Деве Марии Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Соответственно величию этого дня, еще VI Вселенский Собор постановил совершать в день Благовещения Литургию Иоанна Златоуста. Как говорит в одной из своих проповедей известный богослов митрополит Антоний Сурожский (1914 -2003), «Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть?.. И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Иоанна Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены Елисаветы родиться сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выкопать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней. Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира».