Новости

В Красноярске возрождается традиционная школа русского кулачного боя

Группа красноярских энтузиастов возрождает традиционный русский кулачный бой. Об этом сообщил корреспонденту пресс-службы Красноярской епархии руководитель клуба кулачного боя «Спас» Геннадий Машканцев.

Традиция русского кулачного боя существовала в России начиная с глубокой древности и до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой оттачивания воинской доблести, развивающей у молодых парней навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».

«Кулачный бой — это не простой мордобой с целью доказать крутость бойца, это русская, православная философия воинского искусства. У традиционного русского кулачного боя существуют свои строгие правила.
Каждая схватка начинается с объятий, бойцы обязаны выполнять этот традиционный ритуал приветствия соперника до и после поединка. Многим бойцам очень сложно заставить себя обнять того, кто совсем недавно тебя победил. Объятия после того, как судья поднимет руку победителя, означают, что проигравший смирился, спрятал гордыню, таким образом он приносит одну из самых ценных в христианстве жертв. Победитель же должен понимать, что соперничество на этом закончилось и он взял верх лишь в отдельно взятом эпизоде. В идеале бойцы должны гордиться любым исходом поединка, ведь в нем они помогали друг другу научиться защищать родину», — рассказал Машканцев

Как отметил Геннадий Машканцев, бойцы-кулачники почитались в народе, о них слагали песни и былины. Самая известная песня, где упоминается кулачный бой — «Песня о купце Калашникове», спустя несколько веков Михаил Лермонтов написал одноименные стихи. Несмотря на неоднозначное отношение Церкви к бою, традиционные приемы боя сохранялись даже в некоторых православных монастырях.

«Благодаря православным монахам сохранились уникальные правила и приемы русского кулачного боя. Самыми известными православными бойцами-кулачниками были Ослябий и Пересвет.

«Мы стараемся привить молодым бойцам русское, православное мироощущение. И убежденность в том, что русский бой должен применяться не ради мести, а ради оттачивания воинского искусства для защиты нашего Отечества», — подчеркнул Геннадий Викторович.

Обычно кулачные бои проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников бои делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой ― на замёрзших реках и озёрах.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Самый древний вид боя ― «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Он представлял собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех.
«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году.