29 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, в Благовещенском соборе г. Красноярска Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Правящему архиерею сослужили секретарь Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора г. Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош, благочинный церквей Красноярского округа иеромонах Иннокентий (Нилов), клирики собора. За богослужением молились монахини обители.
По окончании чтения канона Владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Самое главное во все дни первой недели Великого поста — это, конечно, усиленная молитва, которая помогает каждому из нас посмотреть на самих себя, взглянуть на свое сердце и душу. Через молитву мы с вами начинаем понимать и чувствовать, как мы веруем в Бога. Близок ли к нам Господь или же нам еще много надо трудиться, чтобы достичь Его присутствия в нашей душе? И пост, особенно Великий, нам дается для врачевания и исцеления нашей души.
И предлагает Святая Церковь удивительные вещи: она как мать открывает нам путь к спасению и покаянию. И делает это через покаянный канон Андрея Критского. В этом творении приводятся примеры людей, которые занесены в историю Библии, потому что были величайшими грешниками и погибли, как Иезавель, которая гнала пророка Илию. Она говорила так: “Ты пророк, а я Иезавель. Я тебя увижу убитым сегодня — твоя голова слетит с плеч”. А Господь совершенно поступил по-другому: как и сказал пророк, она упала со второго этажа и псы лизали ее кровь. Так пророк ли был убит, или грех сразил эту гордую женщину?
А царь Давид показывается согрешившим и здесь же раскаявшимся, и покаяние его принял Господь. Так что Давид стал святым.
В каноне есть удивительные слова: “О ты, душа! Так много согрешаешь. И ты не знаешь, куда тебе идти, где искать покаяние. Кто тебе отпустит грехи? Кому ты откроешься? И ты бродишь, тоскуешь и Бог даст покаяние, и примет тебя, и больше никого на свете нет и не будет, как только Господь, который показал это покаяние Сам на Себе: снизошел во чрево Девы Марии, принял плоть, родился ради нас с вами, и более того, и послушание проходил у Бога-Отца, Девы Марии и старца Иосифа. Последняя воля Его в послушании была … — “да минует меня чаша сия” (Мф. 26:39), и не было ответа. И что он сказал? “Да будет воля твоя”.
Вот это величайшее богатство — иметь послушание заповедям Господним, людям, Церкви. Послушание дает право даже быть выше поста и молитвы, как говорят святые отцы. И они испытывали своих послушников — давали им нож и говорили: “иди убей игумена”, и тот шел, трепетал, — послушание ведь надо исполнять, — а Господь устраивал так, что получались святые дела. Ведь старец посылал и молился, чтобы Господь открыл свою волю над этим человеком.
Вот, братья и сестры, мы тогда с вами Бога не слушаем, когда нарушаем заповеди, когда не ходим в храм, когда угождаем своим ближним. Бывает, говорят: “Что ты повадилась все время в эту церковь ходить, останься дома, нажарим мяса и будем пить водку!”. Это не послушание — это грехотворение.
Бороться всегда в своей вере надо терпением и молитвой за тех, кто соблазняет на грех и каяться, когда мы уступаем. Мы ведь часто знаем сердцем, что не надо этого делать и говорить, но делаем и получаем наказание сами от себя, не от Господа.
Послушание приводит нас к терпению, терпение — к трудолюбию, ведь молитва — это труд. И в доме труд, и на производстве, но если с терпением трудиться, — главный труд должен быть на спасение души, — то мы обретаем у Господа милость, поддержку. И тогда самое главное покаяние вытекает. На исповеди нужно мужество, это уже труд — открыть всю правду. А покаяние — это уничтожение в своем сердце всего плохого — зависти, злости, ненависти, худых мыслей, работа над своим словом, и оканчивается все — у святых это в основном — большой любовью к Господу Иисусу Христу и к каждому человеку. И тогда мы с вами спасаемся. И приходим мы к таким качествам, когда неусыпно, неленностно посещаем храм, а мы здесь разные по возрасту, и надо терпеть друг друга. И когда мы выходим из храма, из обители с радостью, что мы были с Господом — тогда мы с вами достигаем чувства покаяния. Мы находим чувство очищения от того, что нас тянуло за ноги во ад, тьму кромешную, и в этом великая сила любого поста, а особенно — Великого, который дарует нам радость Пасхального света и Рождества. А главная наша задача — оценить самого себя, насколько ты перед Богом достоин быть христианином или христианкой.
Если нет этих качеств — плачь и рыдай, и Господь непременно протянет руку помощи, обнимет Духом Святым и поможет, и тогда Пасхальная радость придет и на третью неделю поста. В третью неделю мы устанем, появятся вопросы друг к другу и злость. А нужно дойти до этого срока, чтобы было чувство радости. Когда вынесут крест — поклониться ему, укрепиться духовно и телесно и еще больше искать в себе зазубрины и очищаться. И заряд нам дает великий канон Андрея Критского, и дай Бог, чтобы каждый из нас воспринял эту науку, и она помогала бы нам обретать в Господе покой, радость и вечную жизнь. Аминь».
Утром в Покровском кафедральном соборе Его Высокопреосвященство в сослужении настоятеля митрофорного протоиерея Владимира Дороша совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров.
См. также:
В первый день Великого поста Владыка Пантелеимон совершил великое повечерие с чтением покаянного канона
Архиерейские богослужения в первые дни Великого поста
Архипастырь совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского