18 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия г. Москвы.
У врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия монахиня Елисавета (Позднякова), насельницы обители, участники благотворительного праздника «Белый цветок».
В храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в сослужении архиереев Русской Православной Церкви и духовенства города Москвы. Перед началом богослужения Святейший Владыка поклонился раке с частицами святых мощей преподобномученицы Елисаветы.
За богослужением была совершена хиротония архимандрита Нестора (Люберанского) во епископа Кузнецкого и Никольского (Пензенская митрополия).
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором, в частности, сказал:
— Мы совершили богослужение в воскресный день по Пасхе, именуемый днем самарянки, потому что Евангелие, которое читается сегодня, посвящено этой женщине (Ин. 4:5-42). Содержание Евангелия хорошо известно, я не буду его пересказывать, но скажу лишь об одном. Самарянка — женщина, принадлежавшая к племени, с которым иудеи не общались даже в быту, — была поражена тем, что Спаситель вступил с ней в общение, а еще более тем, что Спаситель знал о ее жизни все, что она, может быть, скрывала от других. Пораженная этими двумя обстоятельствами, она поняла, что перед ней особый Человек — с такими она раньше не встречалась.
И женщина обратилась к Нему с одним-единственным вопросом, который, собственно, и лежал в основе разделения между иудеями и самарянами. Иудеи поклонялись Богу в Иерусалимском храме, а самаряне не признавали этот построенный во времена царя Ирода храм и поклонялись в том месте, где они жили, — на горе, именуемой Гаризим. Поэтому главным вопросом для всех самарян был вопрос о том, где нужно поклоняться, кто прав, они или иудеи. Господь отвечает на ее вопрос, свидетельствуя, что в этом споре правы иудеи, но затем Он выходит за пределы этой человеческой озабоченности и говорит, что подлинные поклонники Бога должны поклоняться Ему в духе и истине. Это означает, что место поклонения вторично, а первичны эти два условия — в духе и истине. А несколько позже Господь говорит, что Бог есть Дух, а потому и поклоняться Ему нужно в духе.
Что это означает — поклонение в духе? Существуют разные толкования, но в данном случае речь идет о духе той истины, в которой нужно быть убежденным, чтобы достойно поклоняться Богу. Что же является духом истины? А духом истины является присутствие этой истины в человеческой жизни. Дух означает воплощение истины в человеческом бытии. Когда мы говорим, что живем в духе Христовых заповедей, мы и имеем в виду то, что Господь сказал самарянке: нужно жить в духе той истины, которую Бог открыл людям, нужно жить по вере.
И как это переплетается со всем тем, о чем участники IV Съезда церковных социальных работников размышляли здесь, в Марфо-Мариинской обители! Вы говорили о попечении об инвалидах в Церкви, о том, как нужно организовать эту работу, какими принципами руководствоваться, что нужно сделать на общецерковном и иных уровнях, чтобы забота о скорбящих, о болящих была заботой всей Церкви. И если мы воплотим все те решения, которые вы предлагаете, если вы сами будете в этом активно участвовать, если вы будете распространять эти мысли, заражая тысячи, а может быть миллионы людей замечательной идеей жертвенного служения ближним, тогда это жертвенное служение и будет поклонением Богу в духе — в духе Его учения, в духе Его истины.
См. также:
Представители Красноярской епархии приняли участие в Общецерковном съезде по социальному служению