22 июня, за Литургией в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Никанора на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Никанор!
Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы ныне за Божественной литургией совершено особое священнодействие — архиерейская хиротония, во время которой по молитвам Церкви Христовой посредством возложения на твою главу рук апостольских преемников ты сподобился получить благодать Всесвятого Духа. Сим тайнодействием ты сопричтен к сонму епископов. Запомни этот день, как день твоей личной Пятидесятницы, как день благоволения Божия, как день церковного торжества. По обычаю, после совершения хиротонии Предстоятель обращается к вновь рукоположенному епископу, и я сейчас обращаюсь к тебе — со вниманием выслушай слова этого назидания.
Тебе дарована высшая иерархическая власть, а это значит, что и великая ответственность за вверяемый тебе в управление удел. Промыслом Божиим и решением Священного Синода ты призван совершать архипастырское служение в Енисейской епархии, входящей в состав Красноярской митрополии. Эта епархия образована недавно, но под руководством Преосвященного Антония, ныне архиепископа Орловского и Ливенского, и Преосвященного Никодима, ныне главы Челябинской митрополии, церковная жизнь в этих местах развивалась и в прежние годы. Ты был их соработником и знаешь, какие немалые усилия нужны для того, чтобы достойно совершать «дело веры и труд любви» (1 Фес. 1:3). Новое служение потребует от тебя еще большего усердия, напряжения ума и воли, терпения и духовного горения, жертвенности и любви. Трудись так, чтобы семена православной веры, произрастая в сердцах людей, давали обильный добрый плод. Тот самый плод красный спасительного сеяния, который на протяжении более тысячи лет Церковь Русская приносит Господу (тропарь всем святым, в земле Русской просиявшим).
Где и в чем черпать силы и вдохновение для ежедневных и разнообразных архипастырских трудов? На кого уповать, кому доверять? Какими качествами должен обладать ты, чтобы достичь заветной цели: своего личного спасения и спасения вверенных твоему попечению людей — овец словесного стада Христова?
Ответ на эти, как и на многие другие вопросы, которые перед тобой будет ставить жизнь, дает Господь: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Он — краеугольный камень (см. 1 Пет. 2:6), Он — Творец и Промыслитель, Он — «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13), «Который был и есть и грядет» (Откр. 1:8). Он и никто другой — Пастыреначальник и Совершитель нашего спасения.
А посему, возложив все упование на Бога, доверившись Его святой воле, пребывая в послушании у Церкви, со тщанием и ревностью, с благоговением и смирением трудись на ниве Христовой. Взявшись за плуг, иди и не оборачивайся (см. Лк. 9:62), и благо тебе будет, и «не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:12).
В молитве, в богослужениях, наипаче же в таинстве Святой Евхаристии черпай духовные и телесные силы. «Дело молитвы должно быть прежде всех, — наставляет нас святитель Московский Филарет, — потому что без него не может совершиться никакое другое дело благое» (Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день венчания на царство и миропомазания благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича, 1823 г.).
Как правящий архиерей ты призван утверждать Православие, непоколебимо стоять в Евангельской истине, следовать святоотеческой традиции, повиноваться Первоиерарху, быть в согласии со всеми архиереями, в страхе Божием и с отеческой любовью управлять вверенной тебе Господом паствой (Чинопоследование рукоположения во епископа), неослабным попечением и личным примером воодушевлять священнослужителей, монашествующих и мирян на совместные труды во благо Матери-Церкви. Нелегок сей жребий, но знай, что велика и награда, которую Бог по неложному Своему обетованию уготовил любящим Его.
Ныне мы прославляем всех святых, в земле Русской просиявших. Это особое празднование установлено в память о сонме сродников наших, которые именно таковыми и были: бесстрашными и мужественными, твердыми и преданными, смиренными и терпеливыми, кроткими и милосердными, гонимыми, но непобедимыми, притесняемыми, но внутренне свободными, ничего не имеющими, но обладающими многими дарами Духа. Они были теми воинами Христовыми, которых, по слову апостола Павла, весь мир не был достоин (см. Евр. 11:38).
Тот же апостол предупреждал: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:12-13). Так было и будет всегда. Разве не то же мы видим сегодня?
Мир, противящийся Богу, злословит Церковь. Но ты не бойся и не падай духом, а твердо «пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2 Тим. 3:15).
Помни, что миссия Церкви во все времена неизменна. Она не может зависеть от предпочтений внешнего мира, модных тенденций и навязываемых стереотипов. Ее задача была и остается прежней: свидетельствовать об Истине, как бы рискованно это ни было, свидетельствовать и ближним и дальним, обличать неправды творящих беззакония, неустанно напоминать людям о вечных и непреходящих нравственных ценностях, вести за собой народ нелегким, но спасительным путем веры. Она делает и будет это делать постоянно, несмотря на то, что ее Евангельский призыв многим современникам мешает пребывать в привычном состоянии греха и духовной расслабленности. Люди не любят, когда их беспокоят, когда к ним приходят и говорят: у соседа беда, ему нужно помочь. Не каждый может оторваться от своего ложа, не каждый может впустить эту тревожную весть в свою собственную жизнь. Но Церковь пробуждает совесть людей, она требует встать со своего ложа и идти навстречу Божией правде, чтобы творить дела милосердия даже тогда, когда кажется, что совершить их так трудно.
Потщись и ты следовать вдохновляющему примеру святых, в том числе и тех, кто подвизался в Енисейском крае. Особое внимание уделяй организации и развитию на приходах епархии просветительской, катехизаторской, миссионерской и социальной деятельности, а также работе с молодежью. Помни: что мы посеем ныне в их души, то и пожнем в ближайшее время (см. Гал. 6:7). А посему вопросы образования и воспитания подрастающего поколения всегда должны быть в числе важнейших.
Завершая свое слово, хотел бы сказать о том, что сегодня не только радостный, но и скорбный день. Мы вспоминаем защитников нашего Отечества, которые 22 июня 1941 года первыми приняли удар врага и душу свою положили за други своя (см. Ин. 15:13). Тогда, как и теперь, была неделя всех русских святых — наших небесных заступников. Вместе с ними наш народ выстоял и победил. Мы победили, потому что Бог был на нашей стороне, мы победили, потому что объединились, мы победили, потому что были сильны духом. Ныне ты пополнил ряды блюстителей душ человеческих. Знай, что отразить атаки врага рода человеческого можно лишь с помощью Божией и в совокупном действии всех верных. В эти священные минуты повторю слова победного гимна Церкви, которые да запечатлеются в сердце твоем как обетование нашего Господа — Единого и Непобедимого Защитника: «Аще бо паки возможете и паки побеждени будете, яко с нами Бог» (последование Великого повечерия).
Надеюсь, что, вняв наказу Патриарха и руководствуясь им, ты сможешь многими созидательными трудами оправдать оказанное тебе Церковью высокое доверие.
Теперь же прими сей жезл и от полноты ниспосланных даров преподай благословение народу Божию, вместе с нами молившемуся о тебе во время совершения твоей епископской хиротонии.
Предстательством всех святых, в земле Русской просиявших, да поможет тебе Господь с терпением и упованием проходить предлежащее поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (см. Евр. 12:1-2), Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.