Новости, Проповеди

Архипастырь: «Отец Небесный всегда ждет и прощает заблудших»


По окончании Божественной литургии, которая была совершена в Свято-Троицком соборе Красноярска 8 февраля, в Неделю о блудном сыне, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Митрополит Пантелеимон произнес проповедь:

— Мы живем среди людей, родственников и соседей, и могли бы не рассуждать об их жизни, и о своей тоже, но часто видим, как люди грешат, совершают преступления, такие что, иногда холодеет кровь в жилах. Иногда в семьях упавшие духом родители — алкоголики, наркоманы — губят себя и детей. Мы видим подлость и предательство и задаем вопрос: «Боже, почему такие живут? Почему Ты их не уничтожаешь? Им не место на земле! Они изверги!» И это было бы справедливо для сиюминутного удовлетворения наших амбиций. Но послушаем, что говорит Господь.

Сегодня — Неделя о блудном сыне. У одного отца было двое сыновей, оба подрастали, были послушными. И по каким-то наветам младший решил взять у отца часть наследуемого им, — а семейство было не бедным, — и уйти далеко от дома, в далекую страну, к чужому народу с чужими обычаями. Видя его деньги, много нашлось «друзей» среди чужаков, они ели и пили за его счет, развратничали и веселились. Пришел важный день — кончились деньги. И в тот же миг исчезли все эти «друзья». Он стал голодать, так что пришлось идти работать, пасти свиней, которые питались рожцами. И он их пас, чтобы самому питаться дикими бобами, а когда почти уже умирал под забором, то вспомнил о своем отце, о семье, о том, что его еще, может быть, кто-то ждет.

А что же было с отцом? Он каждый день вставал и молился за сына, выходил на дорогу и смотрел на нее подолгу, ожидая возвращения. И печалился от того, что умрет, так и не узнав, как сложилась судьба его дитя. Его сердце было опаляемо горем, переживанием, тоской. Старший сын пас овец, работал, помогал, но отцу было жалко младшего: он знал, что характер у него таков, каков есть. И вот, однажды закричали слуги, что сын возвращается. Отец бросился на дорогу и увидел вдалеке приближающуюся тень. Его сердце чуть не остановилось, и он приказал: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Лк. 15:22–24).

Когда наши близкие, погибающие от наркомании или алкоголизма, или безбожия, или других грехов, возвращаются к здоровой жизни, не так ли мы ликуем? Мы готовы снять с себя кожу и отдать, потому что родной человек вернулся к жизни.

Когда старший сын возвращался домой, он услышал музыку, шум веселья, узнал, что вернулся брат, и сказал отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15:29–30). Отец же ответил ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:31–32). Но старший сын обиделся, бросил все и ушел.

О чем говорит в этой притче Господь? О том, что каждый из нас — блудный сын. Разве каждый из стоящих в храме сразу был рожден в вере Христовой? Таких совсем немного. Так и лютые безбожники, даже чародеи, которых мы бы хотели изгнать, сохраняются и оберегаются Богом для покаяния — чтобы возвратились они на путь истинный.

Сегодня подготовительное воскресенье перед Великим постом и вчера мы уже пели псалом «На реках Вавилонских», и колени преклоняли. Так Господь раскрывает свою любовь к роду человеческому.

Старший сын в Евангельской притче символизирует израильский народ, который всегда был с Богом Отцом, но когда пришел Сын Божий и послал все народы к Себе, отвернулся. И по сей день они стали блудным сыновьями и ищут Мессию. Это глубоко верующие люди, читающие Библию, как и мы с вами, но пока они не примут Христа, не смогут наследовать жизнь вечную. А наши предки, принявшие Его, — тот самый блудный сын, возвратившийся.

Часто бывает, что мы брезгуем падшими и гневаемся на врагов Христа. А вместо гнева, нужно просить у Господа об их покаянии: чтобы они оставили атеизм, аборты, алкоголизм и наркоманию — все то, что убивает человека.

А в третьем смысле блудный сын — это наша душа, которая устает от жизненных страданий. Разум должен ей сказать: «Не вечно будешь терпеть, не вечно будут обижать, не уходи в страну удовольствий, не забывай Бога, возвращайся, Отец ждет». И это так, в самые сложные моменты нашей жизни Господь проявляет Свою силу. Он не смотрит — грешник или праведник, Он смотрит на человека, которого создал.

В сегодняшнем Евангельском чтении раскрывается смысл любого поста. Пост — не ради пищи, чтобы мы изменили меню или голодали. Пост дан для того, чтобы вырастить в сердце доброту, изгнать осуждение и самомнение. Никто не имеет права никого осуждать и указывать пальцем. А у нас кляуз и сплетен много: двадцатый век оставил тяжелое наследство.

Бог ждет россиян, русских, чтобы они вернулись на путь, которым жили наши предки. И еще Господь раскрывает огромную милость каждому заблудшему. Мы не должны стыдиться, но должны каяться. Грех для нас — шелуха, которая должна исчезнуть. Господь ждет нашего покаяния. Мы должны помнить, что Отец Небесный всегда ждет и прощает, на этом стоит Его великое человеколюбие.

А еще сегодня мы вспоминаем мучеников и исповедников Церкви Русской. Среди нас, может быть, стоят родственники этих священников, епископов, монахинь и монахов. Двадцатый век — это век пролития невинной крови, выстраивания нового государства, которое затем распалось. И мы скорбим. Невинных людей не просто убивали, а часто загоняли в концлагеря. Много имен знаем, но многих и не сохранила история. Почему они принимали смерть, почему не брали в руки оружие? Неужели не могли преступить заповедь и потом покаяться? Не могли, потому что они думали о нас с вами, еще не рожденных. И они думают и о поколениях, которые будут рождаться до скончания мира. Они знали, что их смерть явится призывом к спасению.

Вспоминая мучеников и исповедников, мы благодарим Господа, что он взял Себе таких помощников. Они ведут нас в храмы. И если бы люди не шли — не строили бы храмы, не открывали бы молитвенные дома, не требовали священников. Мы видим, что в озлобленном мире наша Церковь поднимается, иногда как на дрожжах. Мы испытываем много сложностей и искушений, но вера поднимается. Вчерашние коммунисты и атеисты приходят к Богу. И мы видим, как плохо бывает без Бога.

Возблагодарим Господа, что Он нас собрал, блудных своих детей, и теперь мы уже не блудные, но твердо стоим в вере. И возблагодарим Господа за то, что Он дал нам святых, как древних, — хотя святитель Николай Чудотворец и по сей день всегда с нами, — так и новых, в том числе и наших мучеников, которые молят о нас и о стране. И будет жить Церковь, и дети будут рождаться, и Господь не отдаст на растерзание русский народ и нашу страну.

Аминь.