22 мая, в завершение первых «Русских вечеров в Архиерейском доме», посвященных памяти Бориса Анатольевича Чмыхало, к гостям и участникам вечера со словом обратился Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон:
Досточтимое собрание, уважаемые старожилы и граждане города Красноярска.
Мы с вами живем в такое удивительное время, когда пытаются ложь и благородство соединить. Когда пытаются очевидное и оправданное огромным историческим опытом жизни народов подменить. И что, якобы, нужно, нам нужно искать, придумывать нечто новое для России, что стало бы «идеей», чтобы оно перевернуло души людей, их жизнь. Это ложное, на мой взгляд, утверждение, хитрая сеть для уловления в смуту народа огромной многонациональной и многоконфессиональной страны.
Может быть, кто-то из вас заметил, что когда говорит Церковь или ее представители, о государстве Российском, то часто мы апеллируем к понятию «связь времен». И оперируем этим же понятием, стараясь тем самым напомнить, что давно эта национальная идея есть, и ей жили, живут и будут жить миллионы граждан великой страны. Но связь времен, само понятие это — ни о чем не говорит. Мы говорим «преемники Византии», — ну и что? И банкиры венецианские тоже наследовали Византии. Но когда мы говорим об императоре Константине Багрянородном, о княгине Ольге, князе Владимире, когда говорим о Максиме Греке, о греко-московской школе, и называем личности, которые работали, а подчас и сложили головы, мы понимаем, что говорим о прогрессивных шагах великой страны и народа к просвещению, к свету, к самостановлению. И, конечно же, в строительстве государства. И в этой связке есть узлы — конкретные глобальные личности, о которых сказано: «Вот Я воздвигаю людей, которые будут хранить вас и вести по дороге жизни». То есть — начнут появляться лидеры, деятели культуры и искусства, духовные, политические, и так оно и есть. И когда мы говорим об эпохе Советского Союза, то мы не имеем права выбрасывать из истории ни одного деятеля партии, государства, Вооруженных Сил, религиозных сил, хотя и пытались это сделать уже. Потому что они и есть те самые узлы, которые связывают нас со временем древней Византии и даже за Византию.
И, конечно же, герой нашего вечера, Борис Анатольевич Чмыхало, не сам по себе, а по воле Божией, может быть — и не размышляя об этом, встал в эту связку времен. И где — конечно, в Сибири. И где — в таком пространстве, кому принадлежащем? России. Но Россия открыта всему миру. А рядом рождали, хоронили, закрывали Днепрогэс и строили енисейские станции. Все это была жизнь. Но кто-то должен был говорить, и сейчас кто-то это делает, давая и оценку временам, и четко указывая место в этих временах целому обществу, целой нации. При этом так, что теперь уже даже те, кто знает его близко, родственники, не могут сказать, что знают его на сто процентов. Они могут сказать — он действительно от Бога, или сам себя создал, по-разному. Я говорю, что эти люди от Бога. Бог никогда не оставлял заботу о людях. А Его забота — в рождении гениальных, талантливых, красивых, могучих людей. И так будет всегда. И так будет в тех нациях, которые знают себе оценку, знают свое падение и знают, как подниматься от этого падения к свету, к процветанию, к победе. Это величайший вклад рода человеческого и нации в самосохранение, в самобытность и самовыражение. Это и есть национальная идея — воспевать свою Отчизну, свою культуру, и, как говорил Шевченко, не хаять другие культуры и нации, а состязаться. И, конечно, вклад в эти общечеловеческие, бессмертные усилия по сохранению национального достоинства, национального самовыражения, у сегодняшнего нашего героя, земляка, кому-то близкого родственника и отца, значителен.
А когда я услышал здесь, что он, порой, прерывал лекции, задумываясь о чем-то, то это потому происходило, что душа его смотрела на Небо и слушала. В начале революции и новых времен был такой патролог в Санкт-Петербургской академии — Осипов, однофамилец Алексея Ильича Осипова. Он читал о святых со времен первых святых, и особенно когда читал курс о русских святых, он впадал иногда в некое оцепенение. Потом возвращался и продолжал свои лекции. Его не могли обвинить ни в чем, ни большевики, ни клерикалы. Он остался на небосводе нашей богословской науки, и науки вообще, сияющей звездой. Вот так и Борис Анатольевич. И не принадлежит он уже сегодня семье, как большая личность, а принадлежит всем нам, Вселенной, и душа его трудится и сегодня на благо нашего интеллекта. Мы так веруем. А как человек, как сын, брат, отец, как любящий человек, он всегда останется для отца — сыном, для сестры — братом. Ибо нет пророка в отечестве своем. И никакому великому мыслителю семья не воздает почести — и не нужно. Это нужно обществу, и сибирскому в том числе. Вот вам, на мой взгляд, и вся русская идея в труде одной глобальной гуманистической личности. И каждый так должен трудиться на благо своей нации, культуры, мировой культуры, и продолжения жизни на Земле. И ничего не нужно придумывать лишнего.
Очень важно, что мы говорим о людях из советского времени, не замалчивая историю. Потому что очень много прекрасных людей было и есть, и о них нужно говорить. Как и в наше непростое время не пусто свято место — сегодня есть выдающиеся деятели в стране, Сибири и Красноярске, и мы на них пока смотрим с удивлением, иногда с непониманием, иногда с восхищением. Пройдет немного времени, и будем говорить не в духе мемориальной памяти, а в духе продолжения жизни и приобретения наследия.
Вечная память, светлая память, и вечная жизнь Борису Чмыхало. И храни нас всех Господь.