28 июля (15 июля по старому стилю) весь православный мир отметит 1000-летний юбилей со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира.
Почему же в церкви такое большое значение придается дню кончины?
Протоиерей Александр Тимофеев, заведующий кафедрой Библеистики Московской Духовной Академии, настоятель Патриаршего подворья — храма во имя Собора новомучеников и исповедников российских в Бабушкине поясняет, что в понимании христиан день смерти дает человеку надежду на воскресение, преображение и вечную жизнь. «Мы можем уверенно рассуждать о вечной жизни только в свете Воскресения Христа. Он сделал возможным для нас жить вечно. Отсюда не просто отсутствие безнадежности, но новая надежда», — отмечает отец Александр.
Алексей Константинович Светозарский, профессор, заведующий кафедрой Церковной истории Московской Духовной Академии добавляет, что у многих святых дата рождения неизвестна, поэтому день преставления иногда является днем именин, например: «В 1900 году по всей России праздновали 100-летие со дня кончины А.В. Суворова, непобедимого русского полководца. Отчасти эта традиция переходит и в советское время. В 1937 году отмечается 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина, в 1941 — 100-летие со дня гибели М.Ю. Лермонтова. Если задуматься, то, действительно, какой смысл отмечать круглую дату со дня рождения человека, если ход его жизни был остановлен? Ведь человек все равно не прожил столько лет на земле».
Размышляя о смысле празднования дня рождения, отец Александр утверждает, что при рождении еще неизвестно, какая жизнь уготована человеку, а в вечность он уходит таким, каким будет всегда, получая при этом оценку всей своей деятельности. В подтверждение сказанному священник приводит в пример слова царя Соломона:«Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения»(Еккл.7:1).
«Каждое слово и дело, каждый выбор поступка и пути, все, в чем человек потрудился (или не потрудился) ради Христа и ближних будет оценено в этот момент», — подчеркивает отец Александр, поясняя: «Что касается святого равноапостольного князя Владимира — итогом его жизни можно смело называть судьбоносный выбор спасительной христианской веры для себя, своего народа и многих поколений потомков; сознательное принятие идеалов христианства и стремление исполнить заповеди Христа. Поэтому Церковь радуется такому достойному итогу его жизни, такой кончине».
Равноапостольный князь Владимир скончался в 1015 г. в селе Берестове. В середине XIII века Александр Невский установил день почитания князя, хотя в церкви святого правителя начали чтить гораздо раньше: в «Слове о Законе и Благодати» святителя Илариона (+1053) князь Владимир назван «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина и его апостольское благовестие Русской земле сравнивается с благовестием святых апостолов.