Новости, Проповеди

Архипастырь: «Не в гордыне мы находим справедливость, а в умении прощать»


4 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и Обретения мощей святого Димитрия, митрополита Ростовского, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон по окончании Божественной литургии в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Красноярской краевой клинической больнице, обратился к собравшимся со словом проповеди:

— С праздником, братья и сестры!

Мы с вами сегодня читали Евангелие от Матфея. В первом чтении говорится о некоем господине, царе, который захотел посчитаться со своими рабами. И когда привели к нему одного, который был должен большую сумму и расплатиться не мог, царь повелел продать в рабство его самого, жену его и детей, и все его имущество распродать, чтобы вернуть долг. «Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: “государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу”» (Мф 18:26). Господин оказался добрым и милосердным человеком и простил ему. Но когда раб вышел, он увидел того, кто был ему самому должен, всего лишь сто динариев. И он схватил его и стал давить, а тот умолял его потерпеть, обещал отдать. Но он посадил должника в темницу. Свидетели, видевшие, как долги ему простил господин, пришли к этому господину и сказали — не ты ли добротой своей простил гораздо больший долг этому хитрецу? А он несчастного человека чуть не удавил за долг гораздо меньший. И тогда господин приказал выбросить его во тьму кромешную.

Кто же этот господин в этой притче, которую рассказал Господь наш Иисус Христос своим ученикам и нам с вами? И для чего нам, верующим, такой рассказ? Тот господин и суровый царь — сам Господь. И Он не просто господин, Он любящий отец, Он милосердный судья, Он прощает все наши согрешения только ради того, чтобы мы не потеряли человеческое лицо, человеческое достоинство, чтобы помнили боль ближних своих, понимали их грехи и недостатки, и умели прощать то, что, казалось бы, прощать нельзя. Это могут быть случаи в семье, это могут быть соседи, а могут быть и целые нации, это может быть и весь мир. Бог хочет, чтобы каждый имел свободу, чтобы каждый из нас был в почете, уважении и прощении от других людей. Но Господь говорит, что терпение Божие, как и человеческое, не безгранично. За наглую преступность греховную, как этот раб, который будучи прощенным давил ближнего своего, и получил ад, так будет и с каждым из нас, если мы не будем понимать жизни себе подобных и всего живого, находящегося рядом с нами. Не в гордыне мы находим справедливость, а в умении прощать. А там, где невозможно простить, все отдать на волю Божию. Может, невозможно это сделать на войне, или во время революции, но в личной жизни, в семейной жизни, в человеческих отношениях это возможно, а верующие обязаны это делать. Все должно быть приятно Богу, и Господь этой притчей нам это показывает.

Ни одно слово, ни один поступок у Господа не забывается. Но Он не мстит никому за безбожие, за сатанизм, за личные грехи верующих. А разве православные не сплетничают? Разве православные не разводятся и не делают абортов? Разве православные не крадут? Разве не лгут и не судят своих священников? Но Господь позволяет это до тех пор, пока мы каемся. Пока мы говорим «Господи, прости окаянного!». И Господь все будет прощать, пока мы окаменевшим сердцем не станем давить ближнего своего, пока мы сами не перестанем прощать. Бог — справедливый судья и милосердный отец, но справедливость требует возмездия. Поэтому Господь Иисус Христос и рассказывает эту притчу, чтобы мы учились любить друг друга и памятовать о судном дне, который будет не в осуждении за нашу веру и доброту, а в оправдании и спасении. И это главное, что Господь открывает роду человеческому. Больше человеку жить на земле незачем. Рождать подобных себе, терпеть и входить в жизнь вечную спасенным. Легко ли это делать? Нет. Мы понимаем, как мудро нам, верующим людям, нужно поступать, говорить, думать. Но нужно всегда помнить, что мы на особом счету у Господа. Нас Господь будет спрашивать. А тот, кто уже осудил себя на ад, тот и идет в него, где нет ему никакого спасения и надежды. Род человеческий спасется добротой, любовью, терпением, и жизнью верующих.

Аминь.