29 ноября, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди:
— Братья и сестры!
Сегодня мы вспоминаем апостола и евангелиста Матфея. Того, кто является близким свидетелем всех событий, связанных с пришествием в мир Спасителя, с Его человеческими страданиями, с Его божественной волей, Его воскресением. Это великие дни и даты в нашей Церкви, в христианской культуре, и обо всем этом Господь свидетельствует через Евангелие от Матфея уже две с лишним тысячи лет.
Для чего Господь так устроил сохранение истории спасения рода человеческого? Чтобы каждый сомневающийся нашел историческое основание, историческое утверждение, зафиксированное жизнью поколений, тысячелетней жизнью людей на Земле, и свидетельство взаимодействия этих людей с Создателем и Его божественную заботу о спасении и продолжении жизни, любовь к свободному человеческому миру.
В сегодняшнем Евангелии мы с вами услышали притчу о самарянине — человеке, которого не любило общество, и весь народ которого презирал как врага и предателя. Однако сами те, кто презирал его, показали не человеколюбие, а свою черствость к боли других. Не случайно человек, избитый и оставленный разбойниками умирать в пустыне, оказался не нужен священнику и левиту. А самарянин, чуждый ему по крови и враг по истории, оказался близким.
Извечный вопрос и наших дней, и будущего — кто же человеку на самом деле близкий? Человек человеку. Не зверь и не вещь — человек. Но человек, увлеченный другими заботами, не видит боли другого. Она мешает получать удовольствие, зарабатывать большие деньги. Да и просто эгоизм, слабость души не позволяют пожертвовать своими силами, временем, возможностями. И когда человек уже уверяется, что нет на Земле справедливости, Господь посылает того, кто своими действиями говорит: всё не так!
Среди внешне черствых людей немало и добрых, святых, любящих подобных себе. И они могут быть не только среди единоверцев, сограждан. Любовь и участие могут проявить к нам люди совершенно неожиданные. Этот самарянин не спросил, кем был тот человек, а просто позаботился о страдающем. Так Господь и спрашивает: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36). Оказывается, тот, кто был самым чужим.
Мы иногда не понимаем, что происходит, когда, заботясь о своей родне, не находим общего языка. В сердце западает обида на них. Но по сути мы не имеем права обижаться. Они близки нам по крови, но истинно близкий тот, кто творит добро, кто проявляет человечность и разделяет с тобой Причастие, кто помогает тебе, когда ты в трудной ситуации. Почему Господь рассказал эту притчу? Потому что те, кто Его окружал, давно погрязли в сутяжничестве, лицемерии, косности, жестокосердии. Они были верующими, но вера их была жесткой, если не сказать жестокой. А Богу угодна не такая вера. Ему угодно, чтобы мы творили добрые дела.
Эта притча рассказана нам, потому что наступил пост, время добрых дел. Мы должны искать, кому сделать доброе дело. Помолившись Господу, нужно определить, что вы можете сделать во время поста. Примириться с ближними, найти общий язык с теми, с кем его утратили, восстановить разорванную дружбу. Примириться с матерью-Церковью покаянием и постом. И оглянуться вокруг: сколько обездоленных, сколько болезней и страданий — а вдруг есть возможность чем-нибудь помочь?…
В сегодняшнем послании к Ефесянам апостол говорит удивительные вещи. Во-первых, он говорит, что пример всем — Господь наш Иисус Христос. Во-вторых, о том, что мы как христиане не должны унывать. В-третьих, Господь призвал через апостола Павла избегать предметов греха, условий жизни, приводящих ко греху, условий внутреннего мира, которые мы должны разрушить через пост — стремление ко греху.
И, наконец, последнее наставление в этом послании: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18). Действительно, когда человек напивается, он теряет всякий контроль. Но самое главное, что все это бывает от вашего внутреннего уныния — утраты глубинной связи с Богом. И тогда мир соблазна раскрывает свои врата лживых и опасных удовольствий. Особенно это касается испытаний верующего человека, который ищет связи с Богом, и чувства Его присутствия. А в один момент оно исчезает. Как ни молись, как будто Его и нет. И что же апостол говорит на все это? Он говорит нам назидать себя не унынием, а «псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19).
Возвращайте себе радость, как возвращал царь Давид, составляя псалмы. Используйте весь арсенал духовного утешения, от жития святых до собственных молитв, исходящих от сердца. Куда бы вы не шли, вы можете пятнадцать раз с умилением прочитать Иисусову молитву, как говорит Алексей Ильич Осипов. Одно призвание имени Господа возвращает наш внутренний мир в состояние «непокинутости» Богом. Все наше чувство «оставленности» — это козни лукавого. Это и затраченная напрасно энергия на сплетни, зависть, зарабатывание лишнего. Хоть они и не бывают лишними никогда, но порой люди так устремляются за деньгами, что не видят ни поста, ни праздника, ни собственных болезней, и подчас даже низводят себя в могилу.
В то время, о котором говорится в Евангелии, город Эфес был богатым, обильным, наполненным различными развлечениями, как и наш сегодняшний мир. И христиане, видя, как живут язычники, думали, что их оставляет Бог. А апостол говорит им назидать себя духовными беседами, псалмами, молитвами, радостями христианской жизни. Особенно это важно помнить во время поста.
Самое главное: если в этих земных испытаниях хочется сказать: «Господи, далеко ты меня оставил, ничего я не получаю», нужно вспомнить — в это время Господь рядом, близко, и не оставляет вас. И тогда проходит эта тьма, и снова восходит солнце веры, укрепляющее наши дух, душу и тело для жизни земной, благочестивой и порядочной, для жизни небесной и для победы над своими страстями, такими как винопитие или наркомания. Никто от этого не избавит так, как вера, а орудие спасения нам указал апостол.
Будем помнить, что все, что окружает нас с вами в этом мире — временно, кроме веры в Бога, кроме надежды на божию помощь, кроме наших внутренних и наружных сил, которые мы сами соединяем с благодатью Духа Святого, чтобы в этой жизни оставаться последователями Господа и спасителя нашего Иисуса Христа, и примером для тех, кто еще не пришел к Нему и не нашел своего собственного утешения.
Аминь.