13 марта — накануне Великого поста — в Прощеное воскресенье, Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Великую вечерню с чином прощения в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.
Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош, исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов), заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин, благочинные Красноярской епархии, настоятели храмов города Красноярска и клирики Покровского кафедрального собора.
По окончании Великой вечерни правящий архиерей возглавил особое коленопреклонное моление и согласно православной традиции первым испросил прощения у собравшейся паствы. Просьбами простить обменялись священнослужители, и в завершение чина миряне по очереди подходили к Архипастырю и духовенству, прикладываясь ко кресту, прося прощения и благословения на предстоящие труды на поприще Великого поста.
В это воскресенье верующим также надлежит просить прощения и у всех своих домочадцев и знакомых — чтобы приступить к посту с доброй душой, не держа гнева на ближних. «…Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», — сказано Спасителем в Нагорной проповеди (Мф. 6:14-15).
По окончании чина прощения Владыка Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди.
Для справки:
Возникновение Чина прощения связано с тем временем, когда христианские монахи жили в пустыни, небольшими общинами, жизнь которых была очень строгой и трудной (V-VI века). Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и уединения и тем самым очистить свою душу и подготовить ее к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней Поста.
Никто из них не мог знать в точности, вернется ли он к своей братии в монастырь, не погибнет ли в пустыни от тяжких испытаний, от нужды, от голода, от диких зверей. И потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, сами от души прощали всех, отказывались от всякой злобы к кому бы то ни было.
Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней, а как же можно уйти из временной жизни в вечную непримиренным, непрощенным своими братьями во Христе?
С течением времени чин прощения перестал быть принадлежностью только монастырской богослужебной и молитвенной традиции, распространился и на городские и сельские храмы, на все приходы.