Сайт Красноярской епархии републикует статью из газеты «АиФ на Енисее» № 10 (1843). «Аргументы и факты» побеседовали о Посте и быте большой православной семьи с Еленой Рыжовой, матушкой протоиерея Сергия Рыжова, настоятеля приходов Большемуртинского и Сухобузимского районов.
Пост, даже для тех, кто ежегодно соблюдает, остается загадкой: в чем же его суть, кроме ограничений в еде? О том, как постятся в большой семье священника, как вырастить детей не жестокими, рассказывает матушка Елена Рыжова из Большой Мурты.
В семье Рыжовых 11 детей, двое из которых приемные. Отец Сергий — настоятель приходов Большемуртинского и Сухобузимского районов. Матушка Елена параллельно с воспитанием детей преподает хореографию в школе искусств.
Пост — не запрет на еду
Вера Божкова, «АиФ на Енисее»: — Как получилось, что вы вышли замуж за священника? Вы из православной семьи?
Матушка Елена: Нет, я пришла в храм вместе с мамой и братьями в 14 лет, отца крестил уже мой супруг, отец Сергий. Но мне всегда хотелось иметь крепкую настоящую семью, где есть уважение и любовь. Примером для подражания была семья нашего приходского священника о. Виктора. Во время поездки по святым местам в Тобольск произошел разговор с батюшкой Тихоном, после которого он написал моей маме письмо и благословил меня поступать в духовную семинарию. Там же учился и Сергий. Так, благодаря послушанию духовному отцу и родилась наша семья. По окончании семинарии нас направили в Красноярск.
— Приближается Великий пост. Многие верующие понимают, что нужно не просто соблюсти существующие ограничения в питании, а очистить свою душу от скверных помыслов, укрепить веру. Но как избежать искушения, когда вокруг столько вкусностей и развлечений? Вашей семье это легко дается?
— Искушения, испытания есть у любого человека, вне зависимости от того, как давно ты ходишь в церковь. Даже наоборот, чем дальше в вере, тем больше ответственности. У меня как у матери в первую очередь ответственность за детей. В нашей семье пост — это подготовка к празднику душой и телом. Ожидание Воскресения Христа. Боится поста тот, кто не знает всей сути. Часто пост воспринимается как запрет на еду. Но гораздо важнее не что мы едим, а как общаемся друг с другом. Недаром говорят: ешьте что хотите, только друг друга не «съедайте».
У каждого человека свой путь, свои возможности. Если кто-то начал пост только с ограничений в пище, значит, ему Господь уготовил именно такой путь. Потом будет вторая ступенька, третья… Но если человек не движется к Богу, он скатывается в другом направлении и рано или поздно это поймет, начнет искать, спрашивать… А если нет, то и не стоит насильно тянуть его в храм — убежит еще дальше. Верующий человек может только молиться за него.
— Многие врачи выступают против того, чтобы детей ограничивали в употреблении мяса, молока. Утверждают: это негативно сказывается на растущем организме. Насколько жестко вы подходите к меню для своих детей в этот период?
— Когда училась в семинарии, даже в пост у нас на столе стояла рыба, а нам тогда было по 18 лет. И владыка понимал, что растущему организму нужен белок. Наверное, поэтому я так легко отношусь к вопросам еды. В нашей семье детям нельзя только мясо и сладости. Но и съесть это не критично. В школе, например, в меню входит мясо, и я не могу запретить детям есть его. Потому что понимаю: они останутся голодными на целый день, так как после уроков идут в школу искусств. Но в начале каждого поста ребятишки сами подходят ко мне и спрашивают, как быть… Значит, есть понимание. Ребенок вполне может это время обойтись без мяса, тем более его качество сейчас оставляет желать лучшего. Заменяем рыбой. А вот молоко всегда на столе.
Гораздо важнее в пост отказаться от лишнего. Прежде всего от развлечений, просмотра телевизора, мультфильмов, игры на компьютере. Раньше во время поста телевизор, чтобы не был искушением, поворачивала экраном в угол, закрывала тканью, сейчас телевизора дома вообще нет. Но компьютер не запретишь — для учебы нужен. Можем вместе посмотреть что-то полезное, христианский мультик, например, потом вместе размышляем.
По образу родителей
— Вы говорите о каких-то идеальных отношениях между родителями и детьми. Но сегодня нередко мы сталкиваемся и с агрессией детей. Разве ваши ребята не шалят, не ссорятся?
— Они могут и пошалить, и поспорить, и подраться, но умеют мириться, признавать свою неправоту и уважать друг друга. И это нормально! Нужно понимать: если дети вредничают, значит, в семье что-то не так. Не нужно сваливать все на них, посмотрите на себя. Дети учатся у взрослых, особенно в раннем возрасте впитывают все, как губка. Если внимательно выслушать, поговорить, обязательно найдется причина. Но мы, как правило, за суетой ничего не замечаем.
Если ребенок растет в любви, он ничего не требует от родителей, не привлекает к себе внимания жестокими поступками. Он знает, что его дома любят, понимают и принимают таким, какой он есть. Но если сын или дочь сделали что-то плохое, мы должны знать: этим поступком они обращают на себя наше внимание. Ведь хорошее мы воспринимаем как должное. Дети сейчас недолюбленные. Одни критику воспринимают агрессивно и считают ее личным оскорблением, так как в семье им все дозволено, и они считают себя «пупами земли», вокруг которых все вращается. Другие, наоборот, страдают комплексом неполноценности. Все потому, что родители твердят: ты должен быть лучше всех. А он такой, какой есть, со своими талантами. Но чтобы их раскрыть, требуется внимание и время. Кстати, пост — это возможность больше уделять времени семье вместо просмотра телевизора или общения в соцсетях.
— Есть мнение, что дети, которых водят в церковь с рождения, взрослея, оттуда бегут. Это подтверждает и тот факт, что в храме в основном пожилые люди, женщины и малолетние дети. Почему, как думаете?
— Это проблема современной церкви. В детстве ребенок действительно с удовольствием посещает храм, смотрит, что делают родители. Если видит только форму: поставил свечку, постоял в храме, формально исповедался, причастился, — это фальшь. Ребенок это чувствует, и когда начинает взрослеть и размышлять, происходит бунт. Но и в семьях, где ценности и приоритеты расставлены правильно, подростки тоже могут перестать ходить в церковь. Однако, если в детстве вера насильно не насаждалась ребенку, все происходило естественно, то рано или поздно он вернется. Трое наших старших детей уже выпорхнули из гнезда, но они продолжают самостоятельно ходить в храм. Они в том возрасте, когда им нельзя что-то запретить, и поздно что-то менять. Теперь мы им просто доверяем. Надеюсь, что мы смогли привить те ценности, которые пригодятся им в жизни.