26 августа в Научной библиотеке Сибирского федерального университета (СФУ) Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон выступил с докладом на Первом открытом форуме Прокуратуры Красноярского края «Профилактика безнадзорности и жестокого обращения с несовершеннолетними. Обеспечение защиты прав детей, утративших родительское попечение»:
— Досточтимое собрание, братья и сестры!
Тема, заявленная на сегодняшнем форуме, насущна как для российского общества, так и для всего мира от сотворения человека и до сего дня.
Вопросы отношений между детьми и родителями, детьми и взрослыми, вопросы воспитания остаются глобальными и самыми важными. Вообще, для рода человеческого норма Божественного слова «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28) должна и на сегодняшний день оставаться главной доктриной и главным направлением будущности жизни, прогресса и всех проявлений человеческой жизни во все времена.
Православная Церковь никогда не отходила от главного поручения Всевышнего: хранить жизнь, беречь жизнь и продолжать жизнь. Следуя заветам богоугодных людей, составлялись и составляются канонические нормы, законы Церкви в отношении сохранения народов и культур, воспитания человека, сохранения и строительства судьбы всего космоса и нашей планеты Земля.
Самое главное, что дарует нам Господь — самого себя, жизнь. И жизнь скрывается в детях. Об этом много говорит, особенно о воспитании, о взаимоотношениях между поколениями, между старшими и младшими, премудрый Соломон в своих благодатных наставлениях, и царь Давид в псалмах говорит нам: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126:3).
Господь наш Иисус Христос не однократно, а на протяжении всей своей земной жизни вплоть до Воскресения и Вознесения, ставит младшее поколение, детей, как самый главный фактор, который может помочь заблудшим старшим понять где добро, а где зло. И великий учитель Церкви апостол Павел говорит в одном из посланий: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3: 21). Господь же предупреждает: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).
Особое значение в учении эсхатологии — кончине нынешних времен, нашей истории, и начале нового витка развития, божественного — занимает наше отношение к детям, явление деторождения, воспитание и научение, продолжение жизни.
В XXI веке, в 2000 году, Русская Православная Церковь приняла особый документ, воплотивший в себе два тысячелетия церковных трудов — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем уделено особое внимание семье, звучит призыв к сохранению детства, материнства и семьи.
Ведь для Церкви каждая жизнь — это жизнь в вечности, иначе это осуждение и самоуничтожение. И никогда Церковь не утратит свое призвание сохранять жизнь, проповедовать и наставлять. Поэтому детство, юношество, отрочество и семейная жизнь — главный объект проповеди и воспитания.
И здесь, на этом форуме, мне бы хотелось сказать то, что Церковь говорит уже две тысячи лет, хотя эти положения и созвучны тем, что встречаются в других религиозных направлениях, существующих в обществе.
Что способствует жестокости и бесчеловечности в сердцах матерей и отцов по отношению к тем, кого они породили? Какая сила и какие обстоятельства жизни лишают их чувства материнства, ответственности и обязанности в отношении юных поколений? Что может помочь сохранить великий дар материнства и отцовства? С точки зрения Церкви, чтобы победить это страшное явление уничтожения своего рода и племени, нужно заниматься профилактикой. Иными словами, следует воспитывать в человеке чувство ответственности за семью, воспитывать в обществе иное отношение к жизни, к будущему и настоящему.
Что привело российское общество к тому, что Прокурор Красноярского края Михаил Савчин представил как примеры из повседневной жизни? В Красноярской епархии каждый день к нам приходят люди, мужчины и женщины, с этими вопросами — взаимоотношений, воспитания. Кто-то просит духовной защиты, кто-то — вмешательства с нашей стороны, доведения информации до государственных структур, чтобы защитить потомство, а иногда и целые семьи.
И сейчас я скажу то, что, быть может, не все из вас примут, не все согласятся. Люди должны хранить органическую связь с непреходящими ценностями, которые наработала религия на земном шаре, которые обязывают человека сохранять свой облик, несущий в себе Божественное начало, и помнить в этом сохранении главное предназначение: дать жизнь новым поколениям и научить их миру и жизни, подчиняясь первой заповеди: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28).
Церковь рассматривает в духовном ключе проявления добра и зла, которое обретает практические реальные формы. И самые страшные, уродливые его формы вынудили людей, охраняющих закон, собраться и пригласить нас, чтобы помешать разрушительный силы зла. Иначе потерялся бы смысл семьи, общества, государства и мы приблизились бы к Апокалипсису.
Понятно, что современное общество воспитано в либеральных ценностях, в иных взглядах. Что можно сделать совместно всем органам власти? Я думаю, объединиться с общественными силами в профилактической работе, опираясь на тот опыт, который наработан в разных сферах нашей жизни, чтобы раскрыть его перед всеми структурами нашего общества. Особенно — перед воспитательной, образовательной, культурной и социально-экономической. Естественно, возможности и формы сотрудничества религиозных организаций со светским государством ограничены. Но поиски приемлемых форм обеими этими силами обязательно должны принести плоды.
Мы столкнулись не просто с безграмотностью, которая порождает жестокость в отношении детей, мы сталкиваемся с бесовщиной, которая воспитывает безответственность и жестокость.
Сейчас в обществе нет общей системы, которая бы ежедневно, ежесекундно работала для сохранения жизни. Каким-то образом мы утратили ее. Она существовала даже в атеистические времена. Никакие запреты, никакие наказания не помогут остановить то зло, о котором мы сегодня говорим. Необходимо говорить с обществом, раскрывать потенциал возможностей, которые заложены в людях закона, людях веры, представителях культуры, здравоохранения и педагогики. И это, может быть, поможет изменить сознание тех, кто носит высокое звание «родитель», но на деле — лишь палач своим детям.
Что на практике происходит в нашей епархии и Церкви? Возрождается то, что было запрещено или уничтожено. В настоящий момент уделяется внимание женщинам, которые терпят насилие в семье, и детям. Им оказывается практическую помощь и участие. Создаются дома матерей, ведется взаимодействие с органами прокуратуры, органами опеки в отношении защиты прав ребенка, активное и тесное сотрудничество с организациями здравоохранением. Вся эта работа, слава Богу, ведется и в Красноярской епархии.
Мы сейчас пришли к такой форме как нравственный контроль неблагополучных семей. Вмешиваемся, насколько возможно — Божиим словом, призывом, иногда совместно с органами опеки, надзора и даже с прокуратурой. Это есть, и это наша обязанность.
Другой вопрос — женщины и молодые девушки, которые беременеют и оказываются на улице. У нас пока нет возможности им помочь, но мы ставим вопрос о создании Дома матери.
Защита ребенка от жесткости должна начинаться с самого его зачатия. Потому и мы ведем такую активную борьбу против абортов, аборты — это прямое насилие. Надо идти по пути просвещения подрастающего поколения, и тогда защита нерожденной жизни станет ценностью.
Следует вернуться к пониманию святости долга защиты жизни. Стоящие перед нами проблемы — глобальны. Мы стремимся преодолеть это зло настолько, насколько можем. Но, на сегодняшний день, Церковь не видит пути полной победы над ним. Для этого к борьбе должно присоединиться все общество, а мы далеки от этого. Поэтому мы поддерживаем все усилия государства в отношении пресечения преступлений против детей.
Но есть момент, который беспокоит Церковь — это ювенальная юстиция. И несколько раз уже подчеркивалось Архиерейским Собором и Святейшим Патриархом, что в таких законах мы усматриваем акт насилия над детской душой, над материнством и семьей. И хотелось бы, чтобы этот вопрос внимательнее изучали законодатели, юристы и государственные деятели. Действительно ли ювенальная юстиция защищает ребенка от насилия? Лишение ребенка семейного счастья — это тоже насилие.
В то же время, говоря о насилии в семьях, наверное, надо рассматривать скрытое, но целесообразное явление родительской строгости — но не жестокости — в воспитании детей. Речь не о побоях, не бесчеловечном отношении, а о сохранение за семьей права ставить человека на ноги нравственно, физически и интеллектуально, приводить его в общество граждан.
Вот чем, вкратце, обеспокоена Церковь, и чем она занимается. Насилие — смертельный грех, который не искупается и не очищается никакими молитвами и никакими постами.
Сохранить ребенка — значит, сохранить жизнь, сохранить в сердце Бога и все нравственное начало человека.