18 октября в Красноярском государственном театре оперы и балета на торжественном открытии XXI Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи» с приветственным словом к зрителям обратился Глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон:
— С праздником, дорогие братья и сестры, соотечественники, земляки!
Праздник Покрова Божией Матери празднуется так широко только в Русской Православной Церкви. В нашей обширной стране для православных христиан, патриотов Отчизны он является религиозно-национальным и историческим.
Он возник в годы страшных лихолетий Руси. Выражалось это в междоусобицах русских княжеств, пролитии братской, родной, славянской крови князьями, — по вере миротворцами, строителями тишины и любви, но враг рода человеческого помутил их разум.
Великий грех междоусобиц привел на Русь 300-летнее иго Золотой Орды, которое явилось бичом для славянской гордыни, славянского русского богоотступничества в те далекие, и такие близкие для каждого ныне живущего времена.
А событие произошло еще в начале христианства, в далеком Константинополе, когда Византия гордо несла на главах своих императоров венец царствования и величия, и также, в свое время, за гордыню смирилась под Османским сапогом. И по сей день славный город, древняя столица Византии, принадлежит республике Турция.
Но в России у этого праздника есть и своя история. Князь Андрей Боголюбский — один из коварнейших, жестоких людей однажды изменил свое поведение, жизнь, восприятие мира. С ним произошла великая перемена — покаяние. Он открыл себя как поборник за единство поруганной земли и народа, и установил праздник Покрова Божией Матери. Упование на Матерь Божию виделось князю русской земли как великая надежда на мир и тишину. Она придет после Куликовского сражения, куда уйдут разрозненные, озлобленные друг на друга славянские русские племена, а вернутся единым народом.
Сегодня мы с вами живем в государстве с великой историей, своими трагедиями и радостями. А вот упование, надежда на времена, которые принесут великой Российской Федерации, народам страны, верующим и неверующим, мир благоденствия и вожделенную любовь общечеловеческую, остаются, как и в те времена, когда этот праздник зарождался.
Особое место на земном шаре — матушка Сибирь. На возрождающемся духовном пространстве России, в Красноярске зародилась и превратилась в благотворную практику идея такого фестиваля. Празднуемый в двадцать первый раз, он в этом году приурочен к 5-летию нашей митрополии.
Юбилей митрополии заставляет задать вопрос: для чего она была создана, как и многие другие в эти годы в Русской Православной Церкви, решением Священного Синода и Святейшего Патриарха? Чтобы собрать государство, его граждан в единый народ с единой культурой, единый народ, который претерпел в XX веке взлеты и падения и утратил духовность. А самая глобальная задача — возрождение благородного, не просто радеющего, а жертвенно служащего своему народу и государству духовенства. Епископ — это не просто личность. Это уже богоизбранный человек для креста, для голгофы, для строительства Царства Божиего.
Вот те мотивы, которые диктовали и Патриарху, и Синоду, и русским Соборам создавать то, что мы получили — Красноярскую митрополию, а с ней и определенное возрождение, раскрытие духовных, культурных и морально-нравственных целей перед всем миром Русской Православной Церкви, постоянный поиск путей к сердцу человека, чтобы преобразить, приукрасить человека.
Наша митрополия справляется с этими задачами. Являясь самой большой по территории, она является по-настоящему большой и по делам.
Большой вклад в становление Красноярской епархии сделал Владыка Антоний (Черемисов, ныне Митрополит Орловский и Болховский), мой предшественник. Мы здесь продолжаем это Божье дело и дело человеческое. Перед нами стоят задачи объединить в понимании важности уважения, любви и служения друг другу верующих и неверующих, последователей различных конфессий, людей культуры и науки, искусства и труда.
В этом нуждается все общество и сама Церковь. Этот труд совершается, может быть, невидимо, но благодаря глубокому пониманию в непростое время власть предержащих и гражданских институтов, пониманию роли Церкви и самое главное — принятию права на равенство во всем, только преступность не может быть равна с добром.
На мой взгляд, фестиваль неслучайно Покровский. В какое мы с вами живем время? Полыхает весь ближний Восток. Мы знаем, что происходит с братским народом Украины и с нами со всеми. Умом, сердцем мы понимаем, что все непросто. Каждый верующий в своем храме, в месте молитвы молится Всевышнему о стране. Люди другой позиции, думаю, соглашаются с молитвой, и как граждане, как патриоты желают мира своей Родине.
Мы верим, что упование и надежда на мудрую помощь с Небес, соединившись с желанием нашей земли, народа — как и в то далекое время, когда осознали единство и создали великое государство, — помогут пережить то, что мы пониманием, то, что для нас закрыто и то, что мы совсем не знаем.
Мы верим, что сегодня этот небольшой зал символически объединяет желание мира, материнской теплоты от родной земли, и мужества всех здесь находящихся. В этом едином непрекращающемся порыве стремления к миру и возвышается великий в своем единстве многонациональный народ России.
Того желает и Господь, и каждый разумный человек. Усилия Церкви и власти в этом направлении едины. На сегодняшний день они являются открытой формой, говорящей всему миру, что мы ждем мира, понимания и надежды на принятие всех добрых начал, которые творит наша русская земля окружающими нас людьми в мировом пространстве,.
А культура и искусство — свидетельство торжества нашего духа. Неслучайно, победив врагов и услышав о победе, пророчица Мариам взяла тимпан, пела и веселилась, славила Бога и свой народ, который победил страшную угрозу уничтожения ее народа (Исх. 15:20–21). Так и мы благодарим Господа праздниками, духовными песнопениями, светскими культурными произведениями, и это происходит в знак того, что душа наша желает мира.
Я всем желаю мира, счастья в доме, сердце, делах и вечности! С праздником!