«Белое братство», «Аум Синрике», виссарионовцы… Иногда нам кажется, что носители заблуждений — люди-зомби, которые переписывают недвижимость на своих гуру, уходят в подземелья, строят райские деревни и т.п. В православной среде сегодня есть немало движений, участники которых, на самом деле, далеки от Православия. Что делать, если после службы благообразные прихожане предлагают диск с «интересной информацией» о чипизации и «числе зверя» в паспорте? Как быть, когда вроде бы воцерковленные знакомые вдруг начинают нести «особые откровения» — например, о том, что медитация — та же молитва, и поют дифирамбы самому лучшему батюшке (психологу, «Учителю»)?… О том, как не впасть в заблуждение и не стать частью сообщества сомнительной направленности, мы поговорили со священниками нашей епархии.
Незнание православного вероучения и непризнание безусловного авторитета Церкви приводят к отклонению от Православия, считает протоиерей Максим Смоляков, благочинный церквей Красноярского Правобережного округа и настоятель красноярского храма Рождества Христова.
— Ориентирами для христианина должны быть Священное Писание и учение Православной Церкви, — уверен он. — Как бы ни был интересен, начитан батюшка, каким бы он ни был оратором, какие бы привлекательные, на первый взгляд, мысли не изрекал, доверять стоит только вышеуказанным основополагающим источникам. Православным людям необходимо четко знать основы нашей веры, понимать, чем именно мы отличаемся от баптистов, пятидесятников и т.п., а не просто бездумно следовать традициям.
Если что-то из сказанного священником настораживает, можно посоветоваться с более опытным духовником. Мудрые батюшки есть во многих храмах нашего города. При желании любой прихожанин может проверить себя, чтобы понять, на правильном ли он пути.
— Не нужно бояться задавать священнику вопросы и быть настойчивым в поиске ответов,— считает отец Максим. — Сегодня при красноярских храмах существуют миссионерские школы для взрослых, можно обращаться за информацией туда.
Стоит обращать внимание и на то, какие источники цитирует ваш наставник, советует батюшка:
— Если человек говорит о Господе нашем Иисусе Христе, оперируя протестантскими терминами, использует литературу инославных авторов, практикует методы работы в протестантских общинах — это должно насторожить.
Отец Максим подчеркивает: о неясных местах в Священном Писании стоит рассуждать, основываясь на мнении признанных толкователей — от святых отцов до современных богословов.
— Порой люди с дерзновением берутся изучать Библию и делать свои выводы о написанном там, не зная принципов толкования, языка, на котором был написан первоисточник, — рассуждает священник. — В итоге получается понимание «от ветра головы своя», которое не приносит никакой духовной пользы. Сегодня издается множество литературы, призванной помочь православным людям в изучении Евангелия, проверенные исследования разных авторов — от святого блаженного Феофилакта Болгарского до современных авторитетных исследователей.
Так как выпустить книгу в наше время не особо трудно, верующим стоит пользоваться только литературой, одобренной Издательским советом Русской Православной Церкви. Кроме того, православный священник, который берется наставлять прихожан, обязательно должен быть подотчетен вышестоящему духовному руководству, особо подчеркивает протоиерей Максим Смоляков:
— Когда священник считает авторитетом только себя и полагает, что самый главный и самый умный, не признает иерархии, у прихожан есть повод задуматься, стоит ли такого батюшку слушать. Даже в светском обществе считается, что тот, кто убежден, что он лучше, а прочие, особенно те, кто осмеливается критиковать — глупцы и не понимают его, гения, — гордец. Гордыня и тщеславие — это пороки, которые христианин должен искоренять, а не культивировать.
Верующему человеку нужно искать Господа, а не слепо следовать за священником, полагает иерей Федор Косолапов, председатель Епархиального молодежного отдела и штатный священник Трехсвятительского храма на Базаихе.
— Мы в Церкви ради Христа, а не ради кого бы то ни было еще, — говорит отец Федор. — Это первая заповедь: «Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2-3). Применительно к данному вопросу, это означает на практике, что всегда нужно смотреть: ведет ли меня батюшка ко Христу?
Если обнаруживается, что под руководством батюшки человек идет совсем в другую сторону, необходимо разорвать отношения с этим священником самым решительным образом.
— Только Бог свят, а все остальные — грешны и могут ошибаться, — продолжает иерей. — Среди православных порой приходится сталкиваться с утверждениями наподобие: «Все, что батюшка сказал — это воля Божия». Это верно далеко не всегда. Человек должен сам рассудить и решить: вот в этих конкретных словах этого конкретного батюшки я для себя слышу волю Божию, или его слова не более чем совет, который можно принять или не принять к сведению.
И если священник настаивает, что его слова — есть воля Божия, общение стоит ограничить. Духовная жизнь — это очень тонкая вещь, человеку крайне сложно себя и свою ситуацию объективно оценивать. Однако есть вполне объективные вещи, которые уразуметь сравнительно не сложно.
— Я уверен, что всем православным необходимо ознакомиться с посвященным феномену «младостарчества» Определением Священного Синода от 28 декабря 1998 года «Об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить». Там названы те вещи, которые никакой духовник не имеет права делать. Если по отношению к вам священник делает что-то из перечисленного, слушаться его не то что не надо, а просто нельзя. Нужно немедленно разорвать отношения с таким батюшкой.
Беседовала Ирина Инина
***
Говоря о канонически неоправданных действиях отдельных пастырей, Священный Синод еще в 1998 году постановил:
«<…> недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства;
<…> строго следовать букве и духу Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, заветам святых отцов и каноническим установлениям, а также о недопустимости для православных пастырей вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными установлениями, и, по слову Спасителя, возлагать на людей бремена неудобоносимые (Лк. 11:46);
<…> недопустимость для пастырей создания вокруг себя таких общин, в которых имеет место оппозиционное и критическое отношение как к высшему церковному руководству, так и к другим пастырям и приходским общинам;
<…> недопустимость использования церковного амвона для проповеди тех или иных политических взглядов;
<…> в связи с этим обратить внимание на слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, как должны строиться отношения между духовным чадом и духовником: «Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения святых отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».
Ознакомиться с полным текстом Определения Священного Синода в связи с феноменом «младостарчества» можно на сайте mospat.ru — в архиве официального сайта Московского Патриархата 1997-2009 гг. или по ссылке.
***
ПРИЗНАКИ ОКОЛОПРАВОСЛАВНОЙ СЕКТЫ:
— оспаривание признанных авторитетов Православной Церкви или пренебрежение Православным вероучением.
— претензия на эксклюзивное право на истину во всех вопросах: убежденность в том, что «только наш приход (община, братство) — самый лучший и современный, только мы обладаем особыми духовными знаниями, поэтому только у нас любовь и истина, у остальных — лицемерие и суеверие».
— претензия на элитарность. Разделение верующих на «своих» и «чужих». При этом «свои» — продвинутые, «чужие» — дремучие, невежественные. Стойкое мнение о том, что лидер сообщества — человек с особенными качествами, отмеченный многочисленными дарованиями, обладающий особой мудростью и способностями.
— манипуляция, подавление воли. Активное вмешательство в личную жизнь членов группы: обязательное получение резолюции (согласия или запрета) лидера общины на каждый важный шаг — женитьбу, смену деятельности, большие покупки; настойчивое принуждение к выполнению этих «рекомендаций».
— мания преследования. «Мы — самые передовые, поэтому непоняты толпой и гонимы. Толпа — все, кто критикует нас и не разделяет взгляды группы».