К такому общему знаменателю пришли 16 января в Конгресс-холле Сибирского федерального университета участники секции «Церковь и история Приенисейской Сибири» на XVII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях «1917–2017: уроки столетия».
Темы революционных событий на территории Енисейской губернии, участия в них православного духовенства и отражения их во внутрицерковной жизни объединили большинство представленных на встрече докладов.
Модератором секции выступила руководитель направления «Церковь и история Приенисейской Сибири» Людмила Мезит, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории исторического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Вплотную к обсуждениям «уроков столетия» собравшихся подвел штатный священник красноярского Иоанно-Предтеченского храма иерей Александр Смирнов. В выступлении «Неизвестные страницы в истории Богородице-Рождественского кафедрального собора города Красноярска» священник развенчал стереотипы о привилегированном и обеспеченном положении духовенства в дореволюционной России.
Отец Александр со ссылками на архивные данные рассказал, что доходы причта кафедрального собора в ту пору Енисейской епархии были столь скудны, что ему приходилось даже на время становиться приписным по отношению к приходу другого утраченного в годы богоборчества красноярского храма — Воскресенского, что, однако, не мешало клирикам оказывать материальную помощь многим нуждающимся красноярцам того времени.
Из этого священник сделал вывод: на примере истории одного собора отчетливо видно, что достаток и положение большинства священнослужителей в царской России были далеки от идеального. Потому поддержка многими клириками революционных событий в контексте этого вовсе не выглядит парадоксом.
Могла ли Церковь стать преградой для широкого социального и мировоззренческого кризиса в России? На этот вопрос попыталась ответить в докладе «Духовенство Сибирских епархий в условиях революционного общественно-политического движения (1905–1907 гг.)» кандидат исторических наук, доцент, ветеран Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан) Галина Корнеева.
Как правящие архиереи, так и приходские священники той поры всеми силами старались донести до верующих людей пагубность социальной вражды, восстания против законной власти, необходимость соблюдения высших нравственных правил, — отметила Галина Андреевна со ссылками на официальные печатные органы разных сибирских епархий.
Однако формат традиционных посланий и проповедей в условиях грандиозной социальной трансформации оказался недейственным. Пойти же в ногу со временем, путем, например, участия в деятельности политических партий, манифестациях и стачках духовенство отказывалось по принципиальным причинам, прежде всего — из-за отсутствия традиции.
Следствием этого стал разрыв связи между Церковью и массами (в первую очередь, городским населением), — пришла к неутешительному выводу Галина Корнеева.
О тех представителях духовенства, которые попытались участвовать в политической жизни Приенисейской Сибири в революционные годы в выступлении «Религиозные организации в политической жизни Енисейской губернии (март 1917 — ноябрь 1918 гг.)» рассказал кандидат исторических наук, заместитель директора средней общеобразовательной школы № 12 г. Красноярска Александр Дементьев.
Выступающий подчеркнул неудачность этих попыток: объединения на основе Православия и иных религий не могли конкурировать с полноценными политическими партиями, опять-таки, вследствие отсутствия соответствующих традиций. Зачастую верующие одной конфессии оказывались разобщенными по своим политическим взглядам, что также усугубляло намечающийся социальный конфликт.
Почему же массы предпочли путь революции и воплощения радикальных идей привычным ценностям и укладу жизни? Об этом в работе «Основные итоги и уроки революции 1917 года и Гражданской войны» рассуждал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Александр Шекшеев.
«Почему сибирские крестьяне ратовали за создание Советов? Потому что они видели в них путь к Учредительному собранию, к народовластию, не понимая, что все это лишь лозунги, прикрывающие будущую диктатуру», — сказал, в частности, Александр Петрович.
Историк указал на социальную специфику Сибири того времени: в регионе проживало значительное количество ссыльных и переселенцев, оторванных от своих исторических корней и неудовлетворенных условиями жизни. Эти факторы делали их социально взрывоопасным элементом.
В докладе «1917 год — осмысление» учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 19 г. Канска Евгений Иванов подчеркнул, что Церковь была неприемлема для революционеров-большевиков прежде всего по идеологическим соображениям — как важная часть «старого мира», который было необходимо разрушить во имя построения социалистического общества. Именно вопросы идеологии предвосхищали собой иные причины богоборчества: хозяйственные, административные и т.д.
Какова же была судьба тех священнослужителей, которые уйдя в раскол, стали «обновленцами», выразив безоговорочную лояльность богоборческой власти? Об этом аудитории поведал в выступлении «История обновленческого раскола в г. Канске» протоиерей Сергий Смутин (Канская епархия).
Судьба раскольников была незавидна. «Большинство тех, кто примкнул к ним, работали не за совесть, а за страх, опасаясь репрессий. Руководители раскольников же преследовали скорее карьерные цели, мстили Священноначалию за какие-то личные обиды. В конечном счете, они оказались „генералами без армии“ — массовой поддержки раскол так и не получил, и советская власть со временем взяла курс на примирение с канонической Церковью», — подчеркнул священник.
Помимо вышеназванных, на секции «Церковь и история Приенисейской Сибири» XVII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений прозвучали доклады, посвященные кругу общения святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в период второй ссылки в Красноярском крае, функциям Русской церкви в Древнерусском государстве и на Руси в период удельный раздробленности и первым православным монастырям на берегах Енисея.
Все выступления вызвали бурные обсуждения среди гостей секции — ими стали более двадцати священнослужителей, педагогов и учащихся Красноярья. Различные точки зрения объединила мысль о том, что, будучи специфической частью российского общества, Православная Церковь вместе со своей паствой прошла через все испытания революционного времени, не поддерживая однозначно тот или иной центр политической власти.
Руководитель направления «Церковь и история Приенисейской Сибири» Людмила Мезит подчеркнула, что испытала большую радость от участия в работе секции представителей духовенства:
— Рассуждая о прошлом Церкви, священники, на мой взгляд, не более пристрастны и субъективны, чем светские историки. Более того, участие батюшек помогает мирским людям постичь многие трудные для восприятия тонкости, связанные с темой.
Принявший участие в обсуждениях штатный священник Введенского храма города Сосновоборска протоиерей Андрей Ермолаев отметил:
— Сегодня меня порадовало все. Прежде всего, это высокий уровень докладов: сразу видно, что все участники превосходно разбираются в своих темах, могут интересно их подать.
При этом, каждое выступление — дискуссионное, об отдельных аспектах можно спорить, открывая что-то новое, до бесконечности. Ну и замечательно, что собрались люди разного возраста, разных профессий, но одинаково небезразличные к истории Церкви и страны в целом.