31 января — день памяти застреленного в годы Гражданской войны священномученика из числа Собора святых Красноярской митрополии и Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской — сщмч. Михаила Каргополова († 1919).
До принятия сана Михаил Каргополов служил офицером казачьих войск, но давнее душевное устремление привело его в духовную семинарию. Служил священником в селе Петровское Ачинского уезда Енисейской губернии (сейчас — Бирилюсского района Красноярского края), — говорится в «Енисейских епархиальных ведомостях».
31 января 1919 года отца Михаила схватил отряд красноармейцев. Священника вывезли за село и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда солдаты попытались вырвать крест силой. Итог стычки предсказуем — священника застрелили.
Батюшка был убит «…только за то, что он был пастырем, был служителем Христовым. Отец Михаил был казак по рождению. <…> Но он избрал иное орудие действия: он нашел, что силы его души дают ему право взять в руки духовный меч и идти к темному народу со словом любви и с крестом в руках, и он оставил свое офицерское положение командира части, оставил любимую с детства казацкую службу и пошел в эпоху расцвета советской власти и гонения на веру — в священнослужители. Здесь выявилось это свойство казацкой души — решимость, — говорится в тексте газетного некролога, републикованного в книге Г.В. Малашина «Красноярская (Енисейская) епархия: 1861–2011». — Его ничто не остановило, когда в душе создалось решение идти к народу с словами любви Христовой. Злые люди, которые сознательно выбивают все то, что есть чистого, интеллигентного, культурного в России, чтобы ее еще более обессилить и уронить, увидали в этом решительном и чистом человеке опасного для их разрушительной работы врага, и они его убили: они его били, расстреливали, а над семьей глумились… Сила духа этой казацкой души сказалась в силе его веры: звери не могли вырвать из рук пастыря его нагрудного креста, так и пристрелили его с крестом в руках. А он сжимал крест в руках, молился о них: „не ведят бо, что творят!..”».
Тело отца Михаила похоронено в Красноярске на территории Благовещенской монастырской церкви.
Также отметим, что на предполагаемом месте гибели священника следопыты Красноярска, Шарыпово и Назарово установили в 2013 году трехметровый поклонный крест. «Место искали по описаниям в документах и опросам старожилов», — рассказал сайту kerpc.ru ответственный секретарь Епархиальной коллегии по работе с подростками на приходах, начальник штаба епархиальной дружины разведчиков «Мангазея», диакон Никольского храма Красноярска Сергей Смоляков.
— Он был священником и казаком, как и я. Меня это очень сильно с ним роднит. Это особый воинский христианский дух — сильный, и в то же время добрый, — поделился мыслями в телепрограмме «Светлый день» председатель Епархиального отдела здорового образа жизни и спорта, штатный священник Воскресенского храма Красноярска иерей Димитрий Любочко.
Дальнейшее увековечение памяти просиявших на красноярской земле новомучеников и исповедников Церкви Русской продолжает Комиссия по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии и профильные комиссии остальных епархий, входящих в Красноярскую митрополию.