Псевдоправославие — что это за термин такой? Ни в одной энциклопедии вы не найдете четкого определения этого слова. Поэтому каждый подразумевает здесь нечто свое. Даже группы, свято верящие в плоскую землю под стеклянным куполом (есть и такие), называют своих оппонентов «псевдоправославными». Но, тем не менее, это понятие встречается довольно часто. Попытаемся разобраться в вопросе вместе с председателем Миссионерского отдела Красноярской епархии, штатным священником Никольского кладбищенского храма Красноярска иереем Андреем Дороговым.
— Как давно появился термин псевдоправославие?
— Термин этот современный. Но такое явление было всегда. В Евангелии говорится о «лжехристах», которые должны прийти, со временем некоторые слова отходят на второй план. Сегодня мы не называем предпринимателей «купцами», а банкиров «ростовщиками». По такому же принципу людей, которые надевают маску Православия, сейчас не именуют «лжехристами»: это слово осталось в Евангелии, но в повседневной жизни его нет. Сегодня мы пользуемся термином «псевдоправославие», когда некоторые люди прикрывают верой собственные интересы, думают, что Христос должен быть таким, каким они Его себе вообразили. Но наше человеческое представление не может изменить Господа.
— Является ли эта подмена ересью?
— Можно даже сказать, что каждый из нас в той или иной степени — псевдоправославный. Ведь Бога знает только Его Единородный Сын. И мы знаем Его ровно настолько, насколько близки ко Христу. Вот она степень нашего христианства.
Но тут важен и другой момент. Допустим, я свое псевдоправославие не транслирую на других людей, стараюсь преодолеть его в себе, узнать истинного Христа, а не созданного воображением. Таким образом, мы уничтожаем в этом лжемиссию.
Когда же человек не хочет с этим бороться, решил, что Господь должен быть таким, каким он Его себе представляет, транслирует этот образ на окружающих — это уже не просто заблуждение, а ересь.
Ересь — это те наши заблуждения, которые мы транслируем вовне, в которых мы укрепляемся. Они становятся для нас заменой истины, подменяют и Христа, и Православие. Следовать за ересью — значит, принять антихриста.
— Как отличить псевдоправославие от истинного христианства?
— Чтобы отличить Христа от тех, кто им притворяется, нужно знать Христа. А мы зачастую сами Его не знаем. Догматическое богословие многим кажется скучным предметом, многие ставят его на второй план. Одним хочется чего-то внешнего, начетнического, другим важны эмоции. Все это — в частности, отсутствие знаний — и есть псевдоправославие.
Об истинном христианстве мы всегда говорим как о золотом, срединном, царском пути. И, естественно, могут быть отклонения: вправо и влево. Есть те, которые уходят в сторону «большей свободы», ближе к протестантизму. Они говорят: «Нам не нужны формы. Нам не нужно внешнее, самое главное — то, что внутри». И другое направление, когда самое важное — это форма. Нужно бороться за все элементы внешнего благочестия, ни в коем случае их не изменять. Аскетизма здесь должно быть настолько много, насколько он в принципе возможен.
На самом же деле, и форма, и содержание должны находиться в том единстве, в котором они есть во Христе. В нем две природы: божественная и человеческая. И мы также — должны соблюдать и одно и другое.
— В чем основные черты двух этих направлений?
— Есть некий старообрядческий крен, уход в сторону формы. Эти люди будут бороться с чем-то внешним, стремиться к всеобщему благочестию и жестким рамкам для всех и каждого. Очень показательны группы, почитающие отрока Вячеслава как святого. А ведь это простой ребенок, со своими проблемами, может быть, и с определенной степенью праведности. Существует множество настоящих культов неканонизированных святых.
Для этого течения характерна борьба с паспортами. Но бумажка не отделяет человека от Бога! Ведь важна не сама «печать», а отречение от Христа: человек должен принять нечто другое вместо Него, богатство мира должно быть более важным. Как наши молитвы завершает слово «аминь», так и печать утвердит наше отступление, закроет внутреннее состояние человека. А это отречение происходит тогда, когда мы боремся с некими внешними предметами, не замечая собственной души.
Многие новоначальные, пришедшие в Церковь, ставят перед собой совершенно нереальные задачи, непомерные молитвенные правила, ищут духоносных старцев, откровений. При этом таким духовником пользуются как бабушкой Вангой, которая обязательно предскажет что-то новое и интересное, некую «таблетку от всего». Но у нас есть Священное Писание, и даже настоящий старец не скажет ничего принципиально нового.
Другая крайность — это излишняя свобода. «Нам не нужно никакой формы, мы общаемся с Богом напрямую — зачем нам посредники?» — так говорят приверженцы «левого» уклона.Чаще всего они не понимают сам принцип священноначалия.
Излишняя свобода в молитве дает им экзальтацию, возвышение не духовное, но эмоциональное. Примечательно, что люди, впадающие в подобное возбуждение, говорят о молитве как о некоем «огне» и «жжении». Чувственность подменяет Самого Бога. Человек наслаждается своими состояниями, принимая это за богообщение. В действительности, он не выходит за пределы собственного «Я». Человек начинает поклоняться самому себе, превозносить даже и свои страсти.
— Насколько важна роль лидера в этих течениях?
— Без лидера возникновение группы невозможно. Кто-то должен сформировать некое течение, через кого-то должен подействовать нечистый дух. Многие такие проповедники кажутся подвижниками, в реальности же гордость в них победила все остальные страсти.
Когда мы говорим о лидере, тут уже не только человеческое. Если верующий борется со своими грехами, псевдоправославными представлениями — это одно. И без этого сложно представить духовную жизнь. Но случается, что человек начинает собирать вокруг себя группу, транслируя на окружающих свои убеждения. И в этом обязательно будет действие нечестивого. Ведь всегда есть одухотворение общины, инспирация. Можно сказать, что сила бесовская собирает людей вокруг такого лидера.
Поэтому очень сложно перевести людей из подобных групп в нормальное восприятие действительности. Тут нужно бороться не только за чистоту мыслей, но и против того, кто обеспечивает загрязнение этой мысли у людей, кто создает этот круг, эту секту. Справиться только человеческими методами здесь невозможно, и объяснить происходящее с адептами, достучаться до адепта — тоже. Нужно понимать, что человеку кто-то мешает смотреть на мир глазами Христа. Подействовать на него словом, от своего ума — задача почти нереальная. Если какая-то группа откалывается от Церкви, в первую очередь, нужно молиться. Это начало, середина и конец борьбы за человека.
— Есть ли в нашей епархии псевдоправославные группы?
— На протяжении нескольких лет мы видели образование одного такого «левого» отхождения от Православия. Лидерами стали два клирика нашей епархии. Не хочу называть их сектой, ведь тогда диагноз будет уже выставлен. Я все еще надеюсь, что оно еще не сформировалось, что это лишь движение не в ту сторону. Хотя тенденция достаточно печальная.
В этой группе важен именно момент душевной экзальтации, восторженности. Там сильно то, что в Православии называется прелестью, обольщением от нечистого духа. И говорить об этом больно, ведь большинство из тех, кто находится в этом течении, знакомы мне лично. Это моя боль, что люди в какой-то момент потеряли Христа, приняли человеческое за Божие. Так будет, когда придет кто-то вместо Христа, и его будут принимать за Бога.
— А как у нас обстоит дело с «правыми»?
— Если был бы лидер, он увел бы за собой намного больше людей, чем в нашем случае. Было бы все намного страшнее и сильнее. У нас есть единичные борцы, но сейчас им невозможно собраться воедино. И это, действительно, Божия милость! А если бы нашелся харизматичный человек, была бы огромная проблема. Ведь люди, к сожалению, воспринимают больше форму, чем содержание. Интеллигенции у нас не так много, больше людей простых, рабочих. А в этом «правом», «законническом» направлении, все понятно: вот тебе проблема — борись с ней, и больше ничего не нужно.
Религиозное чувство есть у всех без исключения, но проявляется оно по-разному. Может проявиться более осознанно, через веру, а может — на простом бытовом уровне: вот так поставить свечку, здесь сделать столько-то поклонов. Положил в стакан монетку — получил стакан газировки. Это реализация своих религиозных чувств в рамках зоны комфорта.
— Как избежать впадения в крайности?
— Если мы хотим быть здоровыми — мы должны найти врача, по-другому никак. Можно заниматься самолечением, но часто оно приводит к печальному результату. Также и в Православии. Нужно найти духовника для себя, можно обращаться и к нескольким опытным священникам. И всегда, конечно, нужно читать Евангелие и святых отцов, молиться.
Псевдоправославие всегда старается выпячиваться, ведь кому оно будет нужно, если постоянно не кричать о себе? Христос был не особо заметен. Когда он ходил по Иудее, Галилее, многие не обращали на него особого внимания. Добро — это ежедневный, кропотливый труд, который часто не привлекает к себе столько взглядов, как нечто скандальное и необычное. Нужно идти по царскому пути и не сворачивать.
Найди десять отличий*
Это далеко не все характерные черты двух ветвей псевдоправославия. В группе может быть только один такой признак, но уже это может натолкнуть на определенные мысли. В одной группе могут быть представлены и «левые», и «правые» взгляды. Но главное, что их объединяет — критика современной церковной структуры и желание реформации. Правда, если «левые» хотят обновить церковь, «правые» мечтают и общество перестроить на средневековый лад.
«Левые»
✓ КУЛЬТ СОВРЕМЕННОСТИ. Самое главное — мы идем в ногу со временем, пользуемся новейшими технологиями и вообще «не хуже остальных». Если читать Библию во время богослужения — только в электронном виде, лучше даже из Интернета. Даже если нам за сорок, мы все еще молодежь, и вести себя должны соответствующе. Главное — показать, что мы не хуже других, а не отсталые мракобесы.
✓ ВСЕ РЕЛИГИИ — ОТ БОГА. Возможна совместная молитва не только с христианскими конфессиями, но и с представителями неавраамических религий, или вовсе сект. Использование наработок неопятидесятнических движений — очень характерная черта. Это и определенная экзальтация во время молитвы, и организация членства в общине, и даже речевые приемы.
✓ ЭЛИТАРНОСТЬ. Главное для таких течений — признание своей группы некой интеллектуальной и духовной элитой. Есть «христиане» и «недохристиане», которые живут своими устаревшими начетническими представлениями.
Да и вообще, можно собирать людей именно из определенной среды. Ведь община, состоящая из «молодой интеллигенции» — это не ваши «бабки- подсвечницы».
✓ НЕПРИЗНАНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ. Очень важно критиковать церковные структуры. Будь то Патриарх, митрополит, или, допустим, церковный суд. Здесь «левое» течение весьма похоже на «правое» (для второго характерна критика конкретных представителей, нежели «режима»). Это приводит к своеобразному гуруизму, преклонению перед лидерами движения.
✓ ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРОФАНАЦИЯ ТАИНСТВ. Любовь к разоблачению чудотворений, высмеиванию святынь. Иногда доходит до протестантского понимания Таинств, встречается и иконоборчество. Иногда «левые» изменяют
и богослужебный устав в зависимости от своих прихотей.
✓ ВОЗВРАЩЕНИЕ К «ПЕРВОБЫТНОЙ ЦЕРКВИ». Попытка представить себя во времена апостолов, во враждебной языческой среде. Впрочем, времена раннего христианства воспринимаются в виде некой игры, придуманной лидером общины. Даже «братская любовь» выглядит очень своеобразно и непривычно для «серых церковных масс».
✓ УВЛЕЧЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЕЙ». Конечно, в этом ничего плохого нет. Но у «левых» такое увлечение может привести даже к созданию психокульта. Здесь может быть представлен целый спектр лженаучных направлений, доходящих порой до настоящего оккультизма.
✓ ОККУЛЬТИЗМ. Как ни странно, такие «первохристианские» общины очень склонны к нью-эйдж. Кроме протестантизма их несет еще и в неоиндуизм, поближе к Ошо и прочим «великим мыслителям». Здесь целый набор всевозможных «практик», доводящих адептов до экзальтации. Бог часто воспринимается как некая безличная сила, «Вселенная». Обожествление адептов.
✓ МОЛИТВА «СВОИМИ СЛОВАМИ». Традиционные слова не приводят к желательной экзальтации. Нужно сразу и сходу молиться «в духе»…
Здесь могут быть самые разные представления о молитве, новые формулы обращения к Богу. Богослужения — разумеется, только на русском языке.
✓ «СВЯТЫЕ ОТЦЫ — УСТАРЕЛИ». Это одна из самых важных черт «левых» построений. Они не отвечают запросам современного общества, поэтому лучше обратиться к популярным психологам.
✓ ЦЕРКОВЬ НУЖНО РЕФОРМИРОВАТЬ в угоду современному обществу.
«Правые»
✓ ВИДЕНЬЕ ВО ВСЕМ «ПЕЧАТИ АНТИХРИСТА». Это могут быть и паспорт, и ИНН, и штрих-коды на товарах. В последнее время главным претендентом на звание «печати» стали электронные чипы, которые якобы вживляют людям насильно, или тайно, во время медицинских операций. В этой среде существует даже термин «предпечать», который также может обозначать все что угодно. Главное — страх.
✓ ПОКЛОНЕНИЕ НЕКАНОНИЗИРОВАННЫМ СВЯТЫМ. Казалось бы, народное почитание не несет за собой прямого вреда. Но каких «святых» они выбирают! Чего только стоит Иосиф Сталин.
✓ ЦАРЕБОЖИЕ. Еретическое учение о том, что святой страстотерпец Николай, последний российский император, стал искупителем для русского народа, подменив тем самым Иисуса Христа. Некоторые группы царебожников считают всех Романовых или вообще всех русских князей и монархов святыми. Люди, увлеченные этими идеями, ждут «Царя» (часто именно с большой буквы). Приход к власти такого «избранника» должен сопровождаться репрессиями и кровавыми расправами, в том числе
в среде церковной.
✓ ВО ВСЕМ УСМАТРИВАЕТСЯ ЭКУМЕНИЗМ. Иноверцы — самые страшные враги. Любой контакт, особенно с католиками — это предательство Православия. Папа Римский — олицетворение зла.
✓ СВОЕОБРАЗНЫЕ МОДЕЛИ МИРОЗДАНИЯ. Например, почитатели отрока Вячеслава уверены, что Земля плоская и покоится на «сталактитовых столпах», а в ее недрах щиплют травку динозавры, дожидаясь последних времен и возможности полакомиться человеченкой. Тут есть и бесы-инопланетяне, живущие на Луне, и подводные цивилизации — полный спектр постмодернистского интернет-фольклора.
✓ КРИТИКА ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ. Так как Церковь осуждает подобные течения, «правые» отвечают иной раз даже своевольным отлучением иерархов. Поэтому, у таких групп есть своя, альтернативная церковь, с целым сонмом самозваных «старчиков», лжеигуменов и тридцатилетних «схимников». Каждый может выбрать епископа, а то и патриарха на свое усмотрение.
✓ КУЛЬТ ЛЖЕСТАРЦЕВ И МЛАДОСТАРЦЕВ — НЕПРЕМЕННАЯ ЧЕРТА «ПРАВОГО» ПСЕВДОПРАВОСЛАВИЯ. Такие «старцы» обычно призывают уходить в леса, сжигать паспорта или жить с женой, «как брат с сестрой». Ведь они точно знают, что на дворе «последние времена». Еще они очень любят пророчествовать и раздавать приказы своим адептам. Такие гуру — наглядный пример прелести.
✓ МАГИЗМ. Невероятное внимание, уделяемое внешней атрибутике, чревато еще и некой бытовой магией. Суеверности некоторых псевдоправославных могут позавидовать даже язычники. Если не перекрестишься, рот зевая — в рот залетит бес. Ели посмотришь «не тот фильм» — в твоей голове поселится настоящий Бэтмен… Молитва воспринимается как некая магическая формула. Есть даже некие тайные молитвы, от которых все желания исполняются.
✓ ОЖИДАНИЕ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН. Такие группы десятилетиями живут в ожидании конца света. Иногда дело доходило и до летальных исходов. Бывали случаи, когда целые общины закапывались под землю…
Иногда псевдоправославные лидеры собирают целые секты. В «правом» случае их можно назвать по-настоящему изуверскими. Тут можно вспомнить общину «бога Кузи», в котором практиковались регулярные избиения адептов.
✓ ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО НУЖНО РЕФОРМИРОВАТЬ. Идеал — эпоха Ивана Грозного.
*Страница содержит вредные советы — не нужно им следовать.
Автор: Юрий Пасхальский