Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон дал интервью общественно-политической газете западных районов Красноярского края «Новая Причулымка». Приводим опубликованный на сайте np-press.ru текст общения Главы Красноярской митрополии с журналистом Дмитрием Ливицким.
– Общество меняется. Вы, как священнослужитель, это замечаете?
– Конечно. Люди находятся в большой опасности. Мы видим то, что происходит сейчас в области развития технологий. Люди используют это себе во вред и на погибель. Человек достиг высокого уровня в интеллектуальном плане. Но общество всё же оказалось не закалённым для столь стремительного прогресса. Всё это несёт колоссальные риски, граничащие самоуничтожением. Поэтому мы прямо говорим: мир должен остановиться в творчестве зла. Не идти за дьяволом, а идти за своим разумом. И в первую очередь людям нужно победить гордыню, когда собственное «я» затмевает и горе, и радости других. Ведь сейчас даже большие политические деятели позволяют себе оскорблять с экранов телевизоров руководителей других стран и целые народы, доказывая свою правоту. Гордыня разъедает общество на всех уровнях. В плане духовности и морали люди сейчас гораздо хуже, чем в XIX веке, и ещё хуже, чем в V веке христианства. Но мир пока не безнадёжно плох.
– Вы упомянули технический прогресс. Церковь ведь тоже пользуется его плодами. Наверное, научные открытия не всегда несут в себе зло?
– Мы никогда не закрывали себя от науки. В Библии сказано: плодитесь и размножайтесь, обладайте землёю. Но мы так сейчас ею обладаем, что мусором всю тайгу завалили, даже медведи оттуда убегают. Надо скорее спасать экологию и косолапых наших. Хотя если вспоминать историю, то Церковь обычно одна из первых внедряла все «новинки». Например, колокол, когда-то это была вершина технической мысли. Паровые машины первые появились в монастырях для того, чтобы автоматизировать мельницы. Так что дары прогресса, когда они с умом используется, – это благо. Я, например, сам с нетерпением жду, когда придут электромобили на смену бензиновому транспорту. Просто за последние полвека наука сделала огромный скачок. Появилось одно, второе, третье… Человек просто не успел осознанно принять это и начал использовать не всегда верно. Интернет – великое изобретение, но из-за того, что неправильно используется, часто служит во зло. И самое главное: любые новинки, они призваны помогать, а не превращать, склонного к лени человека, и вовсе в амёбу.
– В Церковь человек всегда приходил со своими проблемами. Со временем круг вопросов, с которыми прихожане обращаются к священникам, меняется?
– Круг особенно не меняется, а вот их количество заметно растёт. Как и всегда, это отношения родителей и детей, мужчины и женщины. Имущественные проблемы. Больше стало обращений, связанных с мистикой и оккультизмом. С болезнями, особенно это касается онкологии. Появились и более глобальные вопросы: а есть ли вообще правда? Есть ли законность? Где искать защиты от произвола власть предержащих? Раньше не было вопросов от детей, сейчас и совсем маленькие подходят и говорят: «Папа пьёт, бьёт маму, помолитесь, пожалуйста…». И этот поток буквально валом обрушивается на священников и как катком давит их, выжимая из них все соки. И иногда служители действительно «выгорают», начинают механически общаться с людьми. А порой не выдерживают и срываются на грубость, были такие случаи. Но не нужно забывать, что они тоже всего лишь люди.
– Часто сталкиваетесь с теми, кто приходит в храм просто потому, что так модно?
– Это беда. Встречаться с неприкрытым лицемерием приходится теперь постоянно. А подчас и просто с хамством. Что делать? Гнать нельзя. Объяснять бесполезно. Приходится мириться. Иногда люди специально приходят, чтобы поскандалить. Самый простой пример: начинают агрессивно требовать, чтобы всё было бесплатно. Люди не задумываются о том, что мы не просто содержим приходы, но и платим заработную плату, делаем отчисления в Пенсионный фонд, налоговую службу, платим за коммунальные услуги и так далее. Мы, по-простому говоря, на хозрасчёте. Плюс помощь неимущим, многодетным, погорельцам. Мы как Церковь обязаны помогать. К нам даже отставшие от поезда приходят денег на билет до дома просить, и даём, – это наша миссия. Если мы этого делать не будем – мы станем просто торгашами. Если бы государство пришло к выводу, что надо ввести религиозный налог для верующих, как, например, в Германии, нам было бы проще. Не пришлось бы самим заниматься зарабатыванием денег. Но в России Церковь отделена от государства, поэтому жить приходится так.
– Вопиющие случаи в приходах Красноярской епархии случаются?
– Буквально летом был случай. Мужчина зашёл в храм на «Взлётке» во время повседневной службы, достал сигарету, прикурил от лампадки, рассмеялся и пошёл восвояси. Подобных происшествий было несколько в этом году в регионе.
– Сейчас подобные этому и другие безумные поступки совершаются ради дешёвой популярности в Сети. Вы как один из самых узнаваемых людей в крае, как относитесь к известности? Популярность благо или напротив?
– Смотря как получена известность. Многие гениальные врачи нигде не «мелькают», но их знают благодаря их делам, спасённые жизни делают их узнаваемыми. Или люди творческие. Например, Алла Борисовна Пугачёва. Это моя молодость. Она заслужила народную любовь своим талантом, и это факт неоспоримый, что бы про неё ни говорили, как бы ни осуждали. Или наш земляк, упокой Господь его душу, Дмитрий Хворостовский. Ведь он никогда не выпячивал себя, а его знали во всём мире. И мне приятно сказать: что я жил в эпоху этого человека. А когда ради известности люди совершают нехорошие, а порой ужасные поступки, то это просто раскрывает низость их души, мерзость внутреннего мира. Что касается лично меня, то я не вижу нужности и значимости в публичности.
– Заканчивается год. Каким он оказался для Красноярской епархии, и какие планы на следующий?
– В этом году были проблемы. Были утраты. Боль от которых останется навсегда. Побывал на ТИМ «Бирюса». Это уже стало традицией. Очень приятно, что всегда среди молодёжи находятся те, кто заинтересован в религиозном и духовном общении. Визиты в города, встречи с верующими. Что касается планов, то главные из них на все времена – это как можно больше воздвигать храмов и как можно меньше строить тюрем. Кроме этого, есть задача как можно активнее бороться со своей старостью. Чтобы ещё послужить Господу на земле.
Орфография и пунктуация сохранены