29 января в Москве состоялась презентация книги политолога, к.ф.н., преподавателя МГИМО МИД России Василия Щипкова «Смех, табу и другие гуманитарные технологии» (издана кафедрой международной журналистики МГИМО), посвященной анализу современных информационных войн.
Открыл презентацию и выступил с приветственным словом профессор МГИМО, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда: «С удовольствием прочитал книгу «Смех, табу…» два раза и с уверенностью рекомендовал бы ее к прочтению всем епархиальным сотрудникам, в сферу деятельности которых входит освещение деятельности Церкви и комплекс информационной работы вообще. В книге нашло отражение понимание автором всего комплекса журналистской работы».
С отзывом на книгу выступил также заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО Н.В. Шевцов. Он отметил сильные стороны издания и указал на места, требующие дальнейшего изучения. Также он уделил внимание и личности автора: «Становление Василия Александровича как ученого происходило на моих глазах. Мне довелось иметь опыт не только академического общения с автором книги, — с большим удовольствием вспоминаю нашу поездку с группой студентов, в числе которых был и Василий Александрович, на Соловецкие острова. Особенно хотел бы отметить пытливость ума и научную беспристрастность автора, всецело воплощенные в этой книге».
Автор книги Василий Щипков в своем выступлении особое внимание уделил тому типу информационных войн, который разворачивается в гуманитарной области, в области смыслов, образов и идеологии. «Метафора войны — это установка, которая говорит, что спор — это война, дипломатические переговоры — война, информационное соперничество — война, жизнь — война. Эта метафора приучает нас смотреть на мир под определённым углом, ощущать состояние борьбы, о чем бы мы ни говорили. Она старая и эффективная. Но иногда нужно от нее отказываться, чтобы посмотреть на происходящие процессы более взвешенно и отстраненно», — заявил В. Щипков.
Автор книги подчеркнул, что техническая сфера информационных процессов опережает гуманитарную сферу. Последняя включает не только пиар-технологии и маркетинг в социальных сетях, которые также стремительно развиваются, поскольку тесно связаны с коммерческими интересами – продвижением брендов, товаров и услуг. В. Щипков отметил, что «есть и другая область гуманитарных технологий, связанная с формированием и продвижением смыслов, ценностей и идей, то есть формирующая современного человека». Автор книги рассказал, что в его книге повествуется о том, как с помощью смеха можно менять нормы морали, где существуют пределы самоконтроля у журналистов, что означает термины «мягкая сила» и «окно Овертона», как работают фабрики мысли, к чему ведет метафора войны, как строятся международные информационные кампании, и о многом другом.
В. Щипков остановил свое внимание и на некоторых вопросах, которые не были освещены в книге, в частности, на стереотипах, в рамках которых зачастую воспринимается Русская Православная Церковь. По его словам, идея о «несметных церковных богатствах», ретроградности Церкви, негативном нравственном облике священнослужителей активно использовалась еще со времен реформации и просвещения, применялась большевиками, присутствовала в культуре XX века и продолжает использоваться сегодня. В. Щипков отметил, что «в последние шесть лет количество громких антицерковных кампаний возросло. Подчас критика в адрес Церкви вызвана не ее ошибками или недоработками, а, наоборот, ее активностью, продвижением самостоятельной повестки». Поэтому, как подчеркнул В. Щипков, «реактивный характер носят именно нападки на церковную жизнь — большинство из них направлены против конкретных успешных церковных инициатив. На Церковь нападают именно потому, что Церковь твердо отстаивает свой образ мира и проводит свои инициативы».