18 февраля — накануне Великого поста — в Прощеное воскресенье, Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Великую вечерню с чином прощения в храме Рождества Христова города Красноярска.
Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный церквей Правобережного округа, настоятель храма Рождества Христова Красноярска протоиерей Максим Смоляков, настоятели и штатные священнослужители храмов Красноярска.
За богослужением пели хор храма Рождества Христова и красноярский детско-юношеский хор «София».
В храме молились ктитор красноярских храмов Рождества Христова и Феодора Тирона Владимир Московченко; воспитанники и педагоги красноярской Сергиевской православной гимназии во главе с директором Нелли Киссар.
По окончании Великой вечерни правящий архиерей возглавил особое коленопреклонное моление и согласно православной традиции первым испросил прощения у собравшейся паствы.
Просьбами простить обменялись священнослужители, и в завершение чина миряне по очереди подошли к Архипастырю и духовенству, прикладываясь ко кресту, прося прощения и благословения на предстоящие труды на поприще Великого поста.
Для справки:
Возникновение Чина прощения связано с тем временем, когда христианские монахи жили в пустыни, небольшими общинами, жизнь которых была очень строгой и трудной (V-VI века). Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и уединения и тем самым очистить свою душу и подготовить ее к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней Поста.
Никто из них не мог знать в точности, вернется ли он к своей братии в монастырь, не погибнет ли в пустыни от тяжких испытаний, от нужды, от голода, от диких зверей. И потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, сами от души прощали всех, отказывались от всякой злобы к кому бы то ни было.
Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней, а как же можно уйти из временной жизни в вечную непримиренным, непрощенным своими братьями во Христе? С течением времени чин прощения перестал быть принадлежностью только монастырской богослужебной и молитвенной традиции, распространился и на городские и сельские храмы, на все приходы.