Статьи

Православная неделя с 20 по 26 апреля: Светлая седмица, Иверская икона Божией Матери и Антипасха

Сайт kerpc.ru знакомит своих читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви

На 20–26 апреля в 2020 году выпадает Светлая седмица. Так в церковном календаре называют следующие за Воскресением Христовым семь дней. Эта неделя является сосредоточением самых светлых, теплых и радостных чувств верующих: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!»

В Церкви вокруг этой седмицы сложился целый ряд традиций, подчеркивающих её особую роль: ежедневных торжественных крестных ходов, особого колокольного звона, отсутствия любых ограничений в пище.

Яркой особенностью богослужения в эти дни являются распахнутые Царские врата на протяжении всего времени богослужения. Эта деталь символизирует вновь открытый с Воскресением Христовым путь в Рай для людей. Примечательно, что в эти дни молящиеся, согласно обычаю, не кладут земные поклоны.

21 апреля (8 по ст.ст.). День празднования Иверской иконе Божией Матери

Иверский образ Пресвятой Богородицы — особенная святыня для Русской Православной Церкви, и не случайно, что ему посвящены сразу четыре праздничных дня в календаре. История этой иконы пронизывает историю и самого Православия в России. Начинается она ещё в Византии, а последний из установленных в честь образа праздников связан с событиями из российской действительности уже XXI века. Но во вторник Светлой седмицы празднуется самое начало истории этого образа, его первое обретение — монахами грузинской обители на горе Афон (Грузию греки называли «Иверией», отсюда и название образа).

По преданию, изначально икона находилась у благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи в IX веке. В разгар иконоборческих гонений ворвавшиеся в дом воины пытались уничтожить её; после удара копьём из иконы потекла кровь. Опасаясь, что чудесная святыня будет уничтожена, вдова пообещала воинам деньги при условии, что до утра они не тронут икону. После того, как они ушли, она вместе с сыном, будущим афонским иноком, опустила икону в море.

Но святой образ не только не утонул, но остался стоять на воде, и волны унесли его к святой горе Афон. Монахи несколько дней наблюдали за огненным столпом в море, приближающимся к монастырю, и наконец обнаружили икону, стоящей в море. После молитв о даровании им святого образа, преподобному Гавриилу Святогорцу во сне явилась Божия Матерь, повелевшая пройти по воде и принять икону. Так и сделав, он поставил образ в храме, но уже на следующий день икона обнаружилась над воротами монастыря. Это чудесное перемещение повторялось несколько раз до тех пор, пока Богородица вновь не явилась святому Гавриилу, сказав, что хочет быть не хранимой монастырём, а его Хранительницей. После этого икону оставили над воротами монастыря, а образ обрёл своё второе название — Портаитисса, «Вратарница».

Позднее с образом произойдёт множество значимых событий, некоторые из которых станут поводом для отдельных празднований: в 1648 году список с иконы, неотличимый от оригинала, доставят в Москву (празднование 13/26 октября), а в 1656 году состоится принесение этого списка в монастырь на Валдае (празднование 12/25 февраля). И, наконец, спустя несколько десятилетий после окончания богоборческих гонений в нашей стране, в 2012 этот список вернут Церкви из Русского музея, и это станет днём второго обретения образа (празднование 23 апреля / 6 мая). Но первое обретение Иверской иконы Божией Матери случилось ещё тогда, во времена иконоборчской ереси в Византии, в грузинском монастыре на святой горе Афон.

5 мая (21 апреля по ст. ст.). Антипасха

В этом странном на первый взгляд названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой Неделя, по Уставу она еще именуется Новой Неделей.

Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой Недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома.

В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление Пасхальной радости, новая радость. Оттого и Неделя называлась Новой.

«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), — отвечает апостолу Спаситель.

Праздник уверения апостола Фомы отмечался точно уже в IV веке (упоминание о нём содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом). Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи. Хотя до самого Отдания Пасхи (а Отдание — это последний день воспоминания о празднике) все службы по-прежнему будут начинаться с пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» И, как писал о неофитах блаженный Августин, так и обо всех христианах в эти дни можно сказать: «Белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остаётся в сердце».