Статьи

Изгнание и возвращение — ради высокой культуры

Юрий Пасхальский

В новом материале цикла «Корни и крона» — человек, стоявший у основания симфонического оркестра в Красноярском крае. Удивительная судьба Ивана Всеволодовича Шпиллера чудесным образом вобрала в себя неизгладимые черты русской православной духовности и чаяния советской интеллигенции превратить Сибирь в «Край высокой культуры».

В 1978 г. первый секретарь Красноярского крайкома партии Павел Стефанович Федирко предлагает дирижеру Ивану Шпиллеру возглавить самый молодой в Советском Союзе Красноярский симфонический оркестр. За плечами у маэстро уже руководство Московским государственным симфоническим оркестром, коллективами Кинематографии, Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Друзья и коллеги считают такое предложение безумием. А Иван Всеволодович соглашается.

Изгнание и возвращение — удивительным образом эти два слова иллюстрируют жизнь Ивана Шпиллера. Сын бывшего белого офицера, священника Всеволода Шпиллера, он родился в болгарской эмиграции в 1935 году. И там с самого раннего детства мечтал о встрече со своей неведомой еще Родиной, тяжело переживая трагические страницы истории советской тогда России.

Родители Ивана Всеволодовича еще до революции общались с Рахманиновым. Сергей Васильевич навещал их и в Софии — так, в лице одного из величайших композиторов XX века, будущий дирижер познакомился с высокой музыкальной культурой.

В 1950-м году случилось чудо. То, чего юный Иван так долго ждал. Благодаря ходатайству Патриарха Алексия I, семья Шпиллеров возвращается на Родину. Небольшой московский храм становится новым домом Ивана Всеволодовича, а позже — центром духовной жизни московской интеллигенции. Отсюда по всей стране будут разлетаться пленочные записи проповедей его отца, известного на весь Союз проповедника.

Затем музыкальное училище и консерватория: Иван Шпиллер становится одним из самых перспективных и известных дирижеров в стране. За годы работы с Государственным оркестром кинематографии он запишет музыку к ста шестидесяти советским фильмам. А в Красноярск он отправится, чтобы превратить Сибирь в край высокой культуры.

Первоначально оркестру было негде репетировать — выступали в районных дворцах культуры. Но Иван Всеволодович был полон энтузиазма. Специально для его коллектива строится малый концертный зал. Четверть века Шпиллер будет создавать здесь музыку, поднимая краевое искусство на мировой уровень.

С развалом СССР начинаются непростые времена не только для большинства бывших его граждан, но и для культуры в целом. В середине девяностых начались нестроения в оркестре, усугубленные отсутствием общего языка с новой краевой властью.

Он возвращается в Москву, и здесь работает над материалами своего отца — планирует издать книгу с проповедями одного из первых советских миссионеров. Но Красноярск не мог забыть своего героя. Через три года Иван Шпиллер возвращается.

Второй, триумфальный период в Красноярске продлится не долго. Вскоре после возвращения Иван Всеволодович узнает о том, что он смертельно болен.

Красноярск стал для Ивана Шпиллера той Родиной, о которой он так мечтал в детстве. Здесь, в 2003 году, под звон колоколов Благовещенского собора, Иван Всеволодович отправился в свое небесное отечество.


ЛЮДМИЛА ГАВРИЛОВА, доктор искусствоведения:

 — Я помню одну удивительную встречу с Иваном Всеволодовичем. Это был 1989 год, тогда мы только начали общаться. В это время восстановилась возможность посещать православные храмы. Я была на всенощной в Благовещенском храме, в Страстную Пятницу. Иван Всеволодович сидел на подоконнике. Меня удивило его особое молитвенное состояние. Только много лет спустя, когда я составляла о нем буклет, прорабатывая множество документов, узнав историю его семьи, я поняла, как для него была важна духовная жизнь.

Для меня глубина личности Ивана Всеволодовича открылась уже в последние годы работы с ним. Он обладал совершенно уникальным умением проникать в композиторские замыслы. Тогда он уже знал о своей болезни. Поэтому отношение к каждому выходу на сцену было особенным. Это глубокая сосредоточенность. Он был очень требовательным к себе и своему оркестру, но при этом в личном общении Иван Всеволодович был добрейшим человеком, он всегда старался находить компромиссы.

ВАЛЕНТИНА МАЙСТРЕНКО, главный редактор издательства «Енисейский Благовест»:

— Иван Всеволодович был человеком очень сдержанным, настоящим аристократом. При этом в нем не было никакого высокомерия, и он отдавал всего себя людям. Для меня он стал одним из образцов настоящего христианина. Ведь он всегда был готов прощать и принимать самые сложные жизненные ситуации как Божью волю.

Уже будучи болен, Иван Всеволодович проявил невероятную силу воли — он из последних сил собрал наследие своего отца — протоиерея Всеволода Шпиллера. И впервые, именно мы, в Красноярске, наш «Енисейский Благовест» издал книгу с проповедями этого выдающегося священника. Несмотря ни на что, ни на революции, ни на войны, Бог хранил отца Всеволода, чтобы он подготовил путь для духовного возрождения России. Во вступлении к этой книги Иван Всеволодович пишет, что это даже более важное дело, чем создание оркестра.

ГЕННАДИЙ МАЛАШИН, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и СМИ Красноярской епархии:

— Мы снимали передачу про Ивана Всеволодовича на следующий день после его концерта, когда маэстро вернулся в Красноярск. Мы прошли от гостиницы «Октябрьская» до Благовещенского собора — он все еще восстанавливался. В моей памяти навсегда останется момент, как Иван Всеволодович зашел в храм. Он пребывал в этом пространстве с величайшим благоговением. В этом человеке была видна многовековая христианская культура. Даже свечи он ставил как-то по-особенному.

Православная среда формировала Ивана Шпиллера как личность. Он ведь даже был иподиаконом на службе патриарха Алексия I. И нечто в нем было необыкновенное. Однажды верующие в Софии приняли его за наследника болгарского государя. И удивительно в нем сочетались глубокая вера и патриотический дух. Это была подлинная любовь к своему Отечеству, которую он, родившись на чужбине, пронес с собой через всю жизнь.

Проект «Корни и крона» реализуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018–2019»