Юрий Пасхальский
«Художник как личность более индивидуален. Он позволяет себе то, что другие люди, может быть, и не позволяют. Но на нём лежит большая обязанность: отдавать себя, каков он есть».
А.Г. Поздеев
Чудаковатый старичок с зонтиком — таким многие красноярцы представляют художника Андрея Поздеева. Есть люди, которым его картины кажутся чем-то непонятным, или даже пугающим. Другие, глядя на абстракции с усмешкой заявляют: «Я и сам бы так мог!».
Но немало и тех, кто называет Андрея Геннадиевича «солнечным художником», произведения которого приносят успокоение и тихую радость. В своих поздних работах Андрей Поздеев оставил потомкам переплетение знаков, форм и символов. Люди видят в них тайный, духовный мир, который мастер красками переносил на холст.
Особенно примечателен своим символизмом его Библейский цикл. Мы привыкли видеть образы из Священного Писания на канонических иконах, в мозаиках и фресках. Вполне понятна и даже привычна западня религиозная живопись Возрождения и последующих эпох, вплоть до русских Михаила Нестерова и Николая Ге. Но модернистские приемы в работе с религиозной тематикой и сегодня не часто находят отклик у православного человека.
Мы готовы принимать условности иконописи, диспропорции и обратную перспективу, но отдаляясь от канонического искусства в область религиозной живописи, непременно требуем реализм. Андрей Поздеев творил, выражая в красках, самые сокровенные свои чувства, которые невозможно было передать речью. И то, что мы видим на картинах его Библейского цикла — глубинные религиозные переживания художника.
Первые картины с Евангельскими мотивами появились еще в начале восьмидесятых, в эпоху господствующего атеизма. О грядущей «перестройке» никто еще не догадывался. О гласности и свободе совести тогда можно было только мечтать. Но уже в пятидесятые провинциальный художник мог позволить себе то, что немыслимо было и для деятелей столичного андеграунда. Работы Поздеева не были политическими художественными акциями. Начальство их просто не замечало. А многие современники не понимали его, даже высмеивали, не видя свободы внутренних поисков автора.
В своей мастерской он мог работать сутками, отвлекаясь только на обед и сон. На крохотных листах бумаги и огромных холстах вырастали удивительные, солнечные миры. Все что было вне этого — второстепенно. До самых последних часов своей жизни он работал над картинами. Последнюю — уже не смог подписать ослабшей рукой.
Творчество художника можно разделить на несколько периодов. По его работам прослеживается путь самопознания Андрея Поздеева, его стремление к совершенству. От раннего реализма — к импрессионизму, затем к символам и абстракции. Гармония геометрических фигур и небрежные линии. Так красноярский художник стремился постичь мироздание.
В одном из интервью Андрей Геннадиевич вспоминает, как в трехлетнем возрасте он сидел на траве среди цветов и, подняв глаза в высокое синее небо, плакал. Плакал не от некой обиды, а от восторженности этим миром. Чувство сопричастности Творцу и всему живому до конца жизни осталось с художником.
До последних дней земной жизни, Андрей Поздеев будет искать в красках ответы на мучившие его вопросы. И однажды скажет, что яркие холсты — это его молитва. И эти удивительные библейские образы не похожи ни на что, из отечественного искусства его времени.
Будучи православным христианином, Андрей Геннадиевич мечтал, что однажды картины его Евангельского цикла можно будет превратить в серию фресок для часовни. И сегодня еще это кажется невероятным. Но нельзя отрицать, что особая, таинственная жизнь его красочных образов дает каждому возможность прикоснуться к другой, неосязаемой стороне реальности.
В картинах, представленных в данном материале, сокрыто множество символов. От троичности Божества, до представления о нерушимости Церкви и проповеднического семени христианства. В реальности их размер исчисляется метрами. Художник вложил в них множественные оптические эффекты, так что картины буквально меняют цвет, пульсируют, геометрические фигуры трансформируются. К сожалению, в печатном варианте добиться этой важной визуальной составляющей невозможно. Но разгадать символику библейских сюжетов может каждый. Во всяком случае, попробовать.
Проект «Корни и крона» осуществляется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018-2019»
Татьяна Ваганова, директор «Музея доброго человека» школы 69 г. Красноярска:
— Многие годы картины Андрея Геннадьевича не брали на выставки. Его работы не закупались, он не работал с заказами. А что это может значить для художника? Совершенное безденежье. И это несмотря на поддержку Союза художников. В его жизни никогда не было роскоши. Почти все деньги он тратил на краски. Работы Андрея Поздеева — это движение души, веление сердца показать своими глазами, как он понимает универсум, мироздание. И его мир был наполнен радостью, которой он хотел поделиться со всеми.
Валерия Гурьянова, директор фонда Андрея Поздеева:
— Я много раз видела, как в мастерскую к Андрею Геннадьевичу приходили люди, чтобы поделиться своими переживаниями, открывали ему душу. Очень справедливый и чуткий человек, для многих он был мерилом совести. Всю свою жизнь он сохранял яркое, солнечное видение мира. Андрей Поздеев готов был терпеть нужду и голод ради искусства. Он был свободен не только от власти, но и от публики, потому что самая страшная несвобода — это зависимость от денег, когда художник пишет и думает, купят у него картину или не купят. Он смотрел на окружающую реальность глазами ребенка, но писал он как мастер. Так мог делать только Андрей Поздеев.
Сергей Щеглов, консультант Управления общественных связей Губернатора Красноярского края:
— Когда я впервые увидел Андрея Геннадьевича, ему было семьдесят лет. Он сразу показался мне очень простым и открытым в общении человеком. Некоторым даже казалось это некой детской наивностью. Но за непосредственностью был отчетливо виден живой и острый ум. Я и сегодня не перестаю удивляться тому жизнелюбию, которым он просто светился. В свои семьдесят он стремился к саморазвитию, постигая все новые художественные приемы. За всем эти стояла глубокая и светлая вера.