Василий Варламов
История нашего государства насчитывает немало мрачных страниц. И Гражданская война, разразившаяся в Российской империи в начале XX века, по праву может считаться одним из самых тяжелых периодов в отечественной истории.
В историческом и политическом смыслах итогом многолетнего братоубийственного противостояния стало падение империи и создание на ее обломках нового государства — Советского Союза. В человеческом же плане, Гражданская война привела не только к гибели миллионов людей, но и поспешному бегству многих других, которым просто не могло найтись места в новом государстве.
Эмигранты из России оказались разбросаны по всему свету. Немалая их часть оказалась за океаном — в Соединенных Штатах Америки. Одна из крупнейших русских эмигрантских общин образовалась в Сан-Франциско, где в 1939 году открылся Русский Центр, а в 1945 — Музей русской культуры, посвященный истории русской эмиграции.
Сейчас Русский Центр возглавляет потомок эмигрантов тех лет Наталья Георгиевна Сабельник. Она также является президентом Конгресса русских американцев, членом Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, заместителем председателя Координационного совета организаций российских соотечественников США. В мае этого года, по приглашению мэра Красноярска Сергея Еремина, Наталья Георгиевна стала гостем второго городского социального фестиваля «Город равных — строим вместе!».
Мы побеседовали с Натальей Сабельник о том, как живут русские в Америке и о сохранении в эмигрантской среде русской культуры и православной веры.
— Я родилась в Шанхае. В Китай мои родители переехали после революции. Мама была из семьи забайкальских казаков, а отец — немецкий дворянин, который вырос здесь, в Красноярске. Отец воевал на стороне белых в Гражданскую войну, так же как и его брат, который был офицером, полковником. Дядя потом вернулся в Россию, но там его расстреляли как врага народа.
Мои родители познакомились в Харбине, после чего переехали в Шанхай, где я и родилась. Затем в Китае пришли к власти коммунисты. Когда мне было полтора года, мы и другие русские — всего шесть тысяч человек — переехали на остов Тубабао, на Филиппинах, как беженцы. Два года прожили в палаточном лагере и потом попали в Соединенные Штаты вместе с двумя тысячами других русских. Приехали в Сан- Франциско, где я живу до сих пор.
? — Наталья Георгиевна, как сейчас живут русские люди в Америке?
— Огромную роль в жизни русских эмигрантов всегда играла Церковь. Когда эти люди попадали в чужую страну, храмы становились тем местом, в котором люди могли общаться, находить друг друга. В 39-ом году был основан Русский Центр, когда люди поняли, что им нужно какое-то место для общения.
Центр очень большой. Там есть русская школа, детский сад, спортивный, банкетный и конференц-залы, библиотека, музей, редакция газеты «Русская жизнь». Там же находятся офисы Конгресса русских американцев, который я возглавляю. Это общественная организация, в прошлом году ей исполнилось сорок пять лет. Наша цель — помогать соотечественникам.
? — Как много русских живет в Сан-Франциско?
— Точно сказать сложно, но вместе с округом — около двадцати тысяч, думаю. Но вообще, в городе белых меньшинство. Очень много азиатов, выходцев из Китая, Японии, Кореи, Вьетнама — примерно тридцать процентов населения. Есть, конечно, и афроамериканцы, и латиноамериканцы, но их не так много. Но этнических конфликтов с русскими не возникает, на Западном побережье вообще довольно спокойно, по сравнению с тем же Нью-Йорком, например. Там бывают подобные проблемы.
? — Вы упомянули русские школы — что они собой представляют?
— Конечно, все дети ходят в американские школы — это образование, которое необходимо получить. А три раза в неделю ходят в русскую школу по вечерам. Изучают русский язык и литературу, Закон Божий, географию, историю, церковно-славянский язык. Школы находятся, в том числе, при храмах. По сути, это что-то среднее между обычной школой и воскресной.
Кроме того, там обучают музыке и танцам, устраивают балы и концерты.
? — Чем занимается Конгресс русских американцев?
— Конгресс был основан для борьбы с русофобией. Мы — признанный голос русских в Америке. Так же мы реализуем гуманитарные программы. Когда распался Советский Союз, мы очень много посылали гуманитарной помощи. Помогаем также приютам для бездомных.
Одна из членов нашего Конгресса, доктор Марина Соболева ездила раньше со своими коллегами в Санкт-Петербург, делала операции по восстановлению зрения детям. Теперь, когда отношения между США и Россией стали более напряженными, из-за санкций и прочего, эта программа больше не действует, к сожалению: доктора из Америки боятся ездить в Россию, доктора из России — принимать коллег из Америки.
Важным аспектом нашей деятельности также является сохранение русского языка и культуры, ценностей и традиций. Устраиваем различные просветительские лекции, организуем мероприятия, посвященные деятелям русской культуры. В этом году, например, проводили конкурс детских рисунков среди русских школ в Америке, посвященный 250-летию со дня рождения баснописца Ивана Крылова. В финальный этап вышло две сотни рисунков из четырнадцати штатов, очень масштабное мероприятие.
Ведем историческое просвещение, рассказываем, например, о присутствии русских в Америке: о Елизаветинской крепости на Гавайях, о русской эскадре, направленной императором Александром II в Штаты во время обострения отношений России с Англией.
Есть в Сан-Франциско бывшие воспитанники кадетских корпусов, которые еще в середине прошлого века организовали Общекадетское объединение. Также в Калифорнии есть казаки, в городе Сакраменто местный атаман открыл казачью школу. Там дети приобщаются к русской культуре, истории казачества, занимаются спортом. С ними тоже активно сотрудничаем.
? — Какие планы на ближайшее будущее у Конгресса, какие проекты реализуются сейчас?
— Сейчас боремся за сохранение имени «Русского форта Елисаветы» на острове Кауаи на Гавайях, который сейчас является историческим парком. Два года назад мы устроили там научный форум, провели круглый стол, выставку. А потом, внезапно, гавайцы захотели переименовать крепость. Сейчас собираем подписи для петиции за сохранение имени крепости.
? — Много ли в Сан-Франциско православных приходов?
— Да, приходов хватает. У нас два кафедральных собора во имя иконы Всех Скорбящих Радость. Так получилось, потому что изначально собором называли просто помещение, которое снимали для нужд верующих, а потом построили уже настоящий собор. Но некоторые не захотели уходить с намоленного места. Вот так и получилось, что у нас сразу два кафедральных собора — старый и новый.
Соборы относятся к юрисдикции Русской Православной Церкви за рубежом. Также есть храмы преподобного Сергия Радонежского, Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. Еще в Сан- Франциско находится Епархиальное управление Западно-Американской епархии. Много церквей и в округе, открываются новые. У РПЦ в городе есть Свято-Николаевский собор. В штате также есть храмы автокефальной Американской Православной Церкви, не имеющей отношения ни к РПЦ, ни к РПЦЗ (Эта церковь получила автокефалию от РПЦ в 1970 году — прим. ред.).
? — А духовенство — русские или американцы?
— Как раз у местной Церкви — американцы, конечно. У нас все священники русские. Кто-то приехал из России, кто-то — окончил духовную семинарию в штате Нью-Йорк. Раньше был, правда, у нас батюшка — американец, настоятель церкви преподобного Сергия Радонежского, отец Марк. Он несколько лет назад скончался, к сожалению. Хороший был священник, мы, когда шли в церковь на службу, так и говорили: «Идем к отцу Марку».
Среди прихожан тоже есть американцы, не только русские, хоть и не так уж много.
? — Службы идут на русском или на английском?
— Служат на русском, в основном. Есть один батюшка, он приехал к нам из Монреаля (Канада) — так он все дублирует на английском, соответственно, служба и проповедь вдвое длиннее получается. Некоторые прихожане жалуются, что очень долго, а я смеюсь, говорю, радуйтесь, что он вам еще на французский дополнительно не переводит.
? — Как ладят между собой русские разных волн эмиграции?
Это не простой вопрос. В сороковые-пятидесятые годы приезжали люди из Китая, в шестидесятые — второй наплыв, те, кто из того же Китая эмигрировал через Южную Америку и там ждал квоту на переселение в США. В семидесятые было много переселенцев из Советского Союза, но это, в основном, евреи.
В девяностые годы многие эмигрировали нелегально — приезжали навестить кого-нибудь и оставались. Женщины часто стремились найти себе в Америке мужа.
Также есть те, кто приезжает работать в Силиконовую долину (юго-западная часть агломерации Сан-Франциско, отличающаяся большой плотностью высокотехнологичных компаний — В.В.). Они, в большинстве своем, не общаются с другими русскими, не ходят в церковь, стараются как можно быстрее ассимилироваться.
Некоторые из «старых» эмигрантов недовольны «новыми», они, как мне кажется, просто не понимают их, ведь эти люди выросли уже в совсем другой среде. Я такого не одобряю, считаю, что все мы русские люди, и должны поддерживать друг друга, где бы мы ни были.
? — А как сами эмигранты или ? их потомки относятся к современной России?
— Смотря кто. Некоторые — очень хорошо. Некоторые ругают Россию, радуются, что переехали. А есть и вообще «профессиональные диссиденты», которым и в России не нравилось, и в Америке плохо. Они просто по жизни, видимо, такие вот оппортунисты. Не самый лучший пример, что для русских, что для американцев.
Но в большинстве своем русские эмигранты вспоминают свою Родину с теплом, стараются ездить в Россию, навещать родственников.
? — Вы сами часто бываете в России?
— Впервые я приехала в тогда еще Советский Союз в 23 года в 70-х годах. Ехала по путевке, чтобы встретиться с родственниками. Все строго, жила в гостинице «Интурист», съездить к родне в Красноярск, например, не могла.
Потом я работала коммерческим директором в «Chevron Corporation» (Шеврон Корпорэйшн), крупной нефтедобывающей компании. За время работы каждый месяц летала в Ангарск, по делам. Потом проект закрыли, мне предложили переехать в другое место, но я отказалась и уволилась.
Теперь, последние лет десять, бываю в России раз в год. В основном — в Москве и Санкт-Петербурге.
? — Как человек, бывающий здесь раз в год, скажите — Россия меняется?
— Если говорить о Москве, то меняется она просто поразительными темпами. Теперь уже многие крупные города США по сравнению с ней покажутся отсталыми. В Петербурге тоже прогресс, меня, например, поражает ассортимент магазинов — есть все, выбор даже больше, чем в Америке.
Когда я приехала в Россию во второй раз, в 90-е, страна, конечно, сильно изменилась, по сравнению с СССР. Но с тех пор она меняется не по дням, а по часам, не устаю удивляться. Изменились здания, одежда, еда — все. Надеюсь только, что люди не изменятся, они всегда здесь были прекрасными.