Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 27 мая — 2 июня в 2019 году — пятая седмица (неделя) по Пасхе.
31 мая (18 мая по ст.ст.). Память святых отцов семи Вселенских Соборов
Вселенские Соборы представляли собой собрание епископов и священнослужителей всех Поместных Православных Церквей в IV–VIII веках, на которых решались догматические, канонические, литургические и иные вопросы. Именно на них было закреплено и очищено от ересей Православное вероучение.
Первый Собор состоялся в 325 году в малоазиатской Никее. Его главным решением стало осуждение еретика Ария, учившего, что Иисус Христос не имел Божественной природы, был лишь высшим творением Бога, а не Богом-Сыном и Творцом.
Следующими по порядку стали Соборы: Второй – 381 год, Константинополь, Третий – 431 год, Эфес, Четвертый – 451 год, Халкидон, Пятый – 553 год, Константинополь, Шестой – 680 год, Константинополь.
Последний Вселенский Собор, как и I-й, состоялся в Никее в 787 году. На нем была осуждена ересь иконоборчества и установлен праздник Торжества Православия.
1 июня (19 мая по ст.ст.). День памяти благоверных великого князя Димитрия Донского (1389) и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407)
Единый праздник в память о двух святых Церкви, бывших при жизни супругами, был установлен Священным Синодом в 2015 году.
Князь Димитрий и княгиня Евфросиния сочетались браком в совсем юном возрасте. На первый, поверхностный, взгляд это было обычным династическим союзом, призванным скрепить московские и суздальско-новгородские земли.
В действительности же, Димитрий и Евфросиния обрели в нем подлинное счастье, став родителями двенадцати детей. И это на фоне непростого времени: продолжалось татаро-монгольское иго, шла борьба с захватчиками, русские земли полыхали огнем.
Правление Дмитрия Донского — почти не прекращающаяся череда войн, отражение набегов Литвы и Орды, наступление и оборона. Все это время великая княгиня не только поддерживала своего мужа, но и управляла Московским княжеством в его отсутствие. Столица княжества — Москва — была несколько раз сожжена и отстроена заново. В пожарах, голоде и моровых язвах погибали тысячи людей. Покровительницей всех обездоленных, погорельцев, вдов и сирот была великая княгиня Евдокия.
Двадцать два года прожили в браке Дмитрий и Евдокия. 19 мая 1389 года в возрасте 38 лет Дмитрий Донской скончался. Спустя время его супруга удалилась в устроенный ею в Московском Кремле Вознесенский монастырь, где приняла иноческий постриг с именем Евфросинии.
2 июня (20 мая по ст.ст.). Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
В шестое воскресенье после Светлого Христова Воскресения Церковь вспоминает одно из чудес Спасителя, совершенных Им во время Своего земного пути: исцеление слепого от рождения человека (Ин. 9:1-38). Прежде всего, в этом евангельском эпизоде аллегорически показан слепой духовно грешный мир, который призван просветить и спасти Иисус Христос: «Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин. 9:5)».
Не менее важным в исцелении слепого является и столкновение двух заветов: Старого и Нового. Жившие по ветхозаветным правилам иудеи верили, что всякий недуг ниспосылается человеку за грехи; либо предков, либо собственных — в утробе матери. Иисус Христос же ясно говорит ученикам: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин.9:3)».
Законоучителей-фарисеев, узнавших о чуде, возмутило, что Спаситель совершил его в субботу — день, когда верующим иудеям предписывалось хранить покой и избегать любой деятельности. Кроме того, им оказался неприятен сам факт того, что «грешный человек» творит чудеса. Вызвав исцеленного слепца к себе, фарисеи всяческими ухищрениями стремились отрицать действительность чуда или перетолковать его.
Но прозревший не попадается в их сети и прямо говорит: «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин.9:31)». В конце же отрывка он прямо признает Иисуса Христа Спасителем и Сыном Божиим (Ин.9:38).
В этот же день — обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского (1431)
При жизни этот святой носил титул Митрополита Киевского и всея Руси, именно так величали правящего архиерея в русских землях вплоть до 1461 года. Однако заслуги владыки Алексия были неотделимы от нового центра возрождающегося государства, и Церковь впоследствии не сможет не подчеркнуть и на символическом уровне.
Житие этого святого в чем-то разрушает шаблоны о том, каким должен быть «классический» святитель. Конечно, владыка Алексий учреждал новые монашеские обители, много и ярко проповедовал, оставил обширное литературное наследие, но, в первую очередь, митрополит внес свой вклад в возрождение Руси своим незаурядным дипломатическим талантом.
Ордынских ханов владыка Алексий убеждал отказываться от карательных походов в русские земли, враждующих князей-соотечественников — примириться и сплотиться вокруг московского князя, Патриарший двор в Константинополе — не доверять литовскому князю-язычнику Ольгерду, требовавшему «своего» архиерея для православных подданных. Авторитет, благочестие и высочайшее ораторское мастерство митрополита помогали ему решать эти и многие другие задачи, — пусть и с переменным успехом, и не всегда с первого раза.
Святой, конечно же, не увидел при жизни ни окончательного падения ига (оно, как известно, произойдет лишь спустя столетие), ни открывшей путь к нему победы на Куликовом поле. Даже первая крупная победа русского оружия над золотоордынцами в битве на реке Воже состоится в августе 1378 — уже спустя полгода после кончины митрополита Алексия.
Но осознание того, что эти и многие другие достижения были бы не возможны без кропотливых, самоотверженных и внешне незаметных трудов святителя, было неоспоримым для современников. Потому и абсолютно справедливо называть святителя Алексия архитектором грядущего объединения русских земель вокруг Москвы.