Сайт kerpc.ru знакомит своих читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви
На 29 апреля — 5 мая в 2019 году выпадает Светлая седмица. Так в церковном календаре называют следующие за Воскресением Христовым семь дней. Эта неделя является сосредоточением самых светлых, теплых и радостных чувств верующих: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!»
В Церкви вокруг этой седмицы сложился целый ряд традиций, подчеркивающих ее особую роль: ежедневных торжественных крестных ходов, особого колокольного звона, отсутствия любых ограничений в пище.
Яркой особенностью богослужения в эти дни являются распахнутые Царские врата на протяжении всего времени богослужения. Эта деталь символизирует вновь открытый с Воскресением Христовым путь в Рай для людей. Примечательно, что в эти дни молящиеся, согласно обычаю, не кладут земные поклоны.
2 мая (19 апреля по ст.ст.). День памяти блаженной Матроны Московской (1998)
Блаженная Матрона (урожденная Матрона Димитриевна Никонова; ок. 1885–1952) — одна из самых почитаемых русских святых. При жизни она, сама страдая ото многих недугов, прославилась прозорливостью и многими чудесными исцелениями болящих.
Народное почитание памяти старицы началось практически сразу же после ее земной кончины. С началом церковного возрождения в России встал вопрос о ее прославлении в лике святых.
Поэтому в ночь с 7 на 8 марта 1998 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, могила святой Матроны была вскрыта. Ее мощи доставили сначала в московский Данилов монастырь, а затем перенесли в Покровский храм на территории Покровского монастыря, открыв к ним доступ для верующих.
Менее чем через год блаженную Матрону Московскую канонизируют как местночтимую святую российской столицы. А в октябре 2004 года Освященный Архиерейский Собор благословит и ее общецерковное почитание. На сегодняшний день почитание святой Матроны среди православных России и паломников из других стран не оскудевает: к мощам блаженной в Покровском храме ежедневно приходят молитвенно приложиться тысячи человек.
5 мая (21 апреля по ст. ст.). Антипасха
В этом странном на первый взгляд названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой Неделя, по Уставу она еще именуется Новой Неделей.
Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой Ннедели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома.
В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление Пасхальной радости, новая радость. Оттого и Неделя называлась Новой.
— «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29), — отвечает апостолу Спаситель.
Праздник уверения апостола Фомы отмечался точно уже в IV веке (упоминание о нем содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом). Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи. Хотя до самого Отдания Пасхи (а Отдание — это последний день воспоминания о празднике) все службы по-прежнему будут начинаться с пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» И, как писал о неофитах блаженный Августин, так и обо всех христианах в эти дни можно сказать: «Белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».