Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 1–7 апреля — четвертая седмица Великого поста.
2 апреля (20 марта по ст.ст.). День памяти преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, в обители святого Саввы убиенных (796)
В VIII веке окрестности Иерусалима подвергались частым нападениям сарацин. Дважды они пытались разграбить Лавру преподобного Саввы Освященного, но Промысл Божий хранил обитель. Лаврские иноки могли укрыться от варварских набегов в Иерусалиме, но они решили не покидать того места, где спасались много лет.
В конце Великого поста на неделе перед Вербным воскресеньем, сарацины ворвались в монастырь и потребовали отдать им все ценности. Получив от монахов ответ, что в монастыре нет ничего, кроме скудных запасов пищи и ветхой одежды, сарацины стали стрелять в насельников из луков. Тринадцать человек было убито и многие ранены, пылали монашеские кельи. Сарацины намеревались поджечь и монастырскую церковь, но, увидев вдали множество людей, решили, что это войска, посланные из Иерусалима. Сарацины поспешили удалиться, унося с собой то немногое, что им удалось награбить. После бегства врага отец Фома, искусный врач, стал оказывать помощь оставшимся в живых.
В Великий четверг сарацины в еще большем количестве вновь напали на Лавру и стали истреблять иноков. Поздно ночью в Великую пятницу скрывавшиеся в горах монахи вернулись в Лавру, отнесли тела убиенных преподобных отцов в церковь и в печали погребли их там.
Варвары, грабившие Лавру, были наказаны Богом. Они стали жертвой внезапной болезни, и все до одного погибли.
3 апреля (21 марта по ст.ст.). День памяти преподобного Серафима Вырицкого
Святой Серафим (в миру Василий Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в семье глубоко верующих людей.
С детства Василий был усердным, послушным, терпеливым, благодаря чему уже в раннем возрасте самостоятельно освоил грамоту, начала математики, прочитал Евангелие и Псалтирь, также он очень любил читать жития святых. Уже в те годы Василий стал задумываться о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.
В 14 лет он отправился в Александро-Невскую лавру, где попросил о встрече с наместником. Не увидев настоятеля, которого тогда не было в Лавре, Василий встретился с одним из старцев, который посоветовал ему до поры пожить в миру, создать семью и делать добрые дела.
В 1890 году Василий обвенчался, а спустя два года открыл контору по заготовке и продаже пшеницы. Постепенно семья Муравьевых заняла заметное место в купеческом сословии Петербурга, ее многие знали и уважали. Однако сам Василий не считал свой труд лишь способом разбогатеть, главное его стремление было – помогать Церкви и всем нуждающимся.
В 1895 году у Василия и его жены Ольги родился сын Николай, а чуть позже – дочь Ольга. Однако после ее скорой смерти, супруги, по обоюдному согласию и с благословения духовника, стали жить как брат и сестра. Свои силы они сконцентрировали на помощи нуждающимся и храмам.
После революции 1917 года торговые дела Василия Муравьева пришли в упадок, и он стал готовиться к принятию монашества, о чем долго мечтал.
В сентябре 1920 года он был принят в число братии Александро-Невской обители. Одновременно с этим, его супруга приняла постриг в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда. Все бывшие у супругов средства – 40 тысяч рублей, они пожертвовали монастырям.
Александро-Невская лавра воспитала из бывшего купца настоящего монаха-подвижника, который в дальнейшем принял на себя такие служения как духовничество и старчество. Однако последним местом его служения Богу и людям стала не Лавра, а село Вырица, куда он переехал в середине 1930 года.
В Вырице, куда преподобный Серафим прибыл уже серьезно больным, он уже не принимал врачей, а лишь говорил: «Буди на все воля Божия. Болезнь – это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою…».
К Серафиму Вырицкому приезжали целыми семьями и группами. Старец помогал всем приходившим не только духовными советами, но и практически. Так, например, он помогал в устройстве на работу, давал нуждающимся деньги. Помимо этого батюшка до самой своей кончины помогал, чем мог, Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю.
В подражание святому Серафиму Саровскому старец взял на себя новый духовный подвиг – переехав в дом на Пильном проспекте в Вырице, он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг святой выполнял еще усерднее.
После войны к святому приезжало немало людей с надеждой узнать от прозорливого старца о судьбе своих пропавших родных и близких. Многие, действительно, узнавали у него о пропавших, другие, по молитвам батюшки, находили работу, кров, но главное, обретали веру в Бога.
После кончины батюшки Серафима, к его гробу три дня шел нескончаемый поток людей. В первый же день у гроба святого произошло чудо – исцелилась слепая девочка.
7 апреля (24 марта по ст.ст). День памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского
Каждое воспоминание Православной Церкви, совершаемое в великопостные воскресные дни, имеет свой особый смысл. Воцерковленным и даже воцерковляющимся верующим нет особой нужды объяснять, почему, например, в этот важнейший период принято прославлять Торжество Православия или чтить память преподобной Марии Египетской.
Но почему в календаре Великого поста нашлось место такому святому, как преподобный Иоанн Лествичник?
О его житии сохранились крайне скудные сведения: доподлинно известно лишь, что подвижник родился в конце VI века, происходил из знатной константинопольской семьи и получил классическое образование. Еще в юности Иоанн решил стать монахом и перебрался на Синай (территория нынешнего Египта), в колыбель христианского иночества, где и провел, по сути, всю свою жизнь. Преподобный отошел ко Господу в 649 году; точное место его кончины неизвестно, а мощи его не обретены и по сей день.
Житие Иоанна Лествичника, в некотором роде, поражает своей «нормальностью». В его жизнеописании — в отличие от большинства раннехристианских святых — очень трудно найти что-то сверхъестественное и непостижимое; всё больше, на первый взгляд, простого и понятного: усердия в физическом и умственном труде, любовь и забота о братьях-иноках.
Все агиографы подчеркивают: этот святой, будучи строгим и последовательным в следовании общецерковным и монашеским уставам, никогда не «гонялся за святостью» и не пытался взвалить на себя ношу сверх сил. Например, обет молчания преподобный Иоанн взялся понести только когда недруги обвинили его во многословии и любви поучать других. В итоге, незадачливым клеветникам самим пришлось умолять подвижника отказаться от обета, так как жизнь в обители без советов Лествичника стала приходить в запустение.
Как раз-таки по просьбе молодых иноков уже престарелый Иоанн и написал незадолго до кончины «Лествицу» («Лестницу») — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви и один из немногих небиблейских текстов, чтение которого предусмотрено за богослужениями.
Этот труд даже по прошествии многих веков не потерял актуальности для верующих, являясь не литературным памятником, но прямым руководством к действию. Путь к Спасению святой уподобил подъему по лестнице, каждой ступенькой у которой служит определенная добродетель. Но конца у лестницы нет: итог восхождения — любовь, и «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке».
Очень многие поучения старца Иоанна важно помнить и в ХХI веке. Потому и неслучайно, что верующие молитвенно вспоминают его в великопстные дни многие века: как образец здоровой умеренности, последовательности и неотступности на пути к вечной жизни.
7 апреля (24 марта по ст.ст). Благовещение Пресвятой Богородицы
Суть Благовещения объясняется самим названием праздника.
С ранних лет Мария воспитывалась при храме и вела тихую, молитвенную жизнь. Но вот пришло время, когда по иудейскому закону она должна была покинуть храм. Так как Она дала Богу обет девства, Ее обручили с благочестивым старцем Иосифом, и в доме Своего мужа Пресвятая стала жить, как и при храме, скромно и уединенно. Однажды перед Ней явился Архангел Гавриил и возвестил, что Она станет Матерью Сына Божия. Мария удивилась и спросила, как может это быть, если Она хранит девство. Архангел же объяснил, что у Творца нет невозможного и силой Всевышнего произойдет чудо. Богородица же с непоколебимым доверием Богу приняла Его волю. С этого момента началась новая, евангельская история.
С греческого языка «Евангелие» переводится как «Благая весть», то есть радостная весть о том, что Господь каждому человеку дарует возможность спастись. А в тропаре праздника поется: «днесь спасения нашего главизна», то есть, Благовещение – начало нашего Спасения.
Благовещение и Христово Воскресение произошли в один и тот же день года. Но главный христианский праздник Пасха имеет переходящую дату, а Благовещение всегда отмечается в один и тот же день.
Празднование Благовещения было установлено в церковном календаре 25 марта (7 апреля по новому стилю) примерно в IV веке, когда христиане стали отмечать Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю). Два события – известие Богоматери о предстоящем рождении Младенца и Его рождение – разделяют ровно 9 месяцев. Но и до установления конкретной даты первые христиане помнили и почитали Благовещение Пресвятой Богородицы как важнейшее событие церковной истории. Подтверждением тому служат росписи катакомб, в которых встречается изображение посещения Девы Марии Архангелом.
Считается, что распространение праздник Благовещения стал получать еще и потому, что в начале IV века святая равноапостольная Елена начала раскрывать на Святой земле места, связанные с земной жизнью Христа, в том числе, и в Назарете, где и произошла встреча Пречистой с посланником Божьим.
В древности у праздника Благовещения были разные названия – «день приветствия», «Зачатие Христа», «начало искупления», «праздник Воплощения». Ориентировочно в VII веке, когда праздник получил широкое распространение, он получил и известное нам название, полностью которое звучит как Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.