Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 28 января — 3 февраля — седмица 36-я по Пятидесятнице.
30 января (17 января по ст.ст.) — день памяти преподобного Антония Великого (356).
Этот святой, живший в III–IV веках на территории современного Египта, почитается как один из основоположников монашества в Православии.
Согласно преданию, Антоний прожил более 100 лет. Он происходил из богатой семьи, но, оставшись в 20 лет сиротой, раздал всё наследство беднякам, а сам предпочел начать уединенную жизнь в пустыне. Несколько десятилетий преподобный провел в одиночестве, строгом посте и непрерывной молитве. Лишь около 305 года он решил нарушить уединение: по многочисленным просьбам подражателей-отшельников, которые селились рядом и желали организовать монашескую жизнь.
Известно, что во времена гонений на христиан преподобный Антоний не боялся появляться в крупных городах, укрепляя дух единоверцев. В последние же годы жизни святой успел принять участие в противостоянии арианской ереси.
Интересно также, что в 36-ю седмицу по Пятидесятнице Церковь вспоминает еще трех святых, так же живших в III–IV веках в Египте, и почитаемых как основоположники монашества: Павла Фивейского (28 января / 15 января по ст.ст.), Макария Великого (1 февраля / 19 января по ст.ст.) и Евфимия Великого (2 февраля / 20 января по ст.ст.).
31 января (18 января по ст.ст.) — день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского
Преподобный Кирилл был боярином на службе сначала у ростовских, а затем московских князей. Он и его супруга Мария отличались простой нравов, смирением и благочестием. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, супруги помогали бедным и больным, принимали странников.
Своего второго сына — будущего преподобного Сергия Радонежского — Кирилл и Мария до его рождения решили посвятить Господу. Поэтому родители не стали противиться сыну, когда тот испросил их благословения на монашеский постриг.
По благочестивому обычаю тех лет, супруги в последние годы своей жизни сами приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу.
1 февраля (19 января по ст.ст.) — день памяти святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1444)
В историю Церкви этот святой вошел как непримиримый противник Ферраро-Флорентийской унии — одной из последних (в 1438 году) попыток Римской Католической Церкви подчинить себе православный мир. По преданию, римский папа Евгений IV, узнав, что Марк Ефесский так и не подписал унию, недовольно бросил своим подчиненным: «Значит, мы ничего не добились», — таков был авторитет святителя даже среди католиков.
Марк Ефесский происходил из семьи потомственных священнослужителей, был высокообразованным и эрудированным человеком. После того, как другие греческие епископы всё-таки решились на унию с латинянами, святитель направил все свои силы на противостояние этому противоестественному союзу. Стараниями архиепископа Марка уния так и не была принята византийским обществом.
Последние годы святой провел в уединении на Святой Горе Афон.
3 февраля (21 января по ст.ст.) — день памяти преподобного Максима Грека (1556)
Значение этого святого для Русской Православной Церкви трудно переоценить. Благодаря ему в XVI веке на русский язык с греческого были переведены многие богослужебные тексты и святоотеческие произведения.
Святой Максим отличался необычайной образованностью и широтой кругозора. В молодости ему довелось побывать в нескольких греческих и итальянских городах, после чего преподобный согласился на работу при дворе московского великого князя.
Несмотря на многочисленные и плодотворные труды, преподобный нажил себе многих врагов в Москве. Виной тому было прямодушие Максима Грека, его неумение скрывать правду от окружающих (так, он не побоялся осудить развод великого князя Василия III с супругой). В 1525 году Максима несправедливо объявили еретиком и шпионом турецкого султана. Будущего святого сперва бросили в темницу, а затем отправили жить в ссылку, где он пробыл примерно до 1550 года.
Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться и в преклонном возрасте, оставив после своей кончины целый ряд духовных сочинений.