Статьи

Православная неделя с 15 по 21 октября 2018 года: апостол Фома, святители Московские, праведный Феодор Ушаков, обличение иконоборчества

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 15–21 октября в 2018 году — двадцать первая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

15 октября (2 октября по ст.ст.). День памяти праведного воина Феодора Ушакова (1817)

В первую очередь, Федор Федорович Ушаков известен как величайший русский флотоводец. Адмирал одержал 43 победы в морских сражениях, таких как Керченское (1790), при Калиакрии (1791) и у острова Корфу (1799). Главной гордостью Ушакова было то, что в эти годы он не потерял ни единого судна, и никто из его моряков никогда не попадал во вражеский плен.

Еще на флотской службе Федора Федоровича отличала необычайная даже для того времени религиозность. Притом не внешне-показная, а самая подлинная: офицер, например, всегда заботился о своих подчиненных, стремился улучшить их быт, опекал ветеранов и инвалидов.

После отставки и ухода на пенсию Ушаков мог сделать политическую карьеру или просто безбедно жить в столице. Но всему этому он предпочел скромную участь почти что затворника в небольшом имении на Тамбовщине. Адмирал в отставке постоянно ездил на богомолье в соседний Санаксарский монастырь, щедро жертвовал немалые суммы на помощь нуждающимся, а в годы Отечественной войны собрал целый отряд народного ополчения на свои средства. Неудивительно, что в округе всего его любили и почитали: после кончины гроб Ушакова местные жители несли на руках до места упокоения.

В 2001 году Церковь признала Федора Ушакова местным святым, почитаемым в пределах Саранской епархии. А в 2004 году Архиерейский собор признал легендарного адмирала святым в масштабах всей Церкви. Его канонизировали не за государственные заслуги, а за то, что в центр своей личной жизни он ставил евангельские идеалы, следуя им в меру сил и возможностей.

18 октября (5 октября по ст.ст.). День памяти святителей Московских

В этот день Русская Православная Церковь вспоминает московских святителей: Петра (†1326), Алексия (†1378), Иону (†1461), Макария (†1563), Филиппа (†1569), Иова (†1607), Ермогена (†1612), Иннокентия (†1879), Филарета (†1867), Тихона (†1925), Макария (†1926) и Петра (†1937).

Каждый из этих святых, несших служение в исторической столице Российского государства, словно олицетворял собой свою эпоху. Каждому из них приходилось сталкиваться с актуальными вызовами времени, отстаивая Православие и права Церкви. Для одних ими стали татаро-монгольское иго и раздробленность на Руси, для других — Смутное время, для третьих — советское богоборчество.

Праздник в память о своих благочестивых предшественниках на Московской кафедре учредил первый Предстоятель Русской Церкви Патриарх Иов в 1596 году. Впоследствии, по ходатайствам архиереев, в число прославляемых святителей будут включаться новые имена.

19 октября (6 октября по ст.ст.). День памяти апостола Фомы

Как и большинство учеников Господа, этот апостол происходил из иудейской семьи и был (согласно апокрифу) плотником по профессии. После Вознесения Господня Фома проповедовал Его учение среди восточных народов и, по преданию, принял мученическую смерть в Индии.

Для большинства верующих святой Фома известен, главным образом, тем, что в отличие от собратьев-апостолов, он отказался принять на веру весть о Воскресении Спасителя, — о чем обстоятельно пишет евангелист Иоанн Богослов.

Но объясняется ли «неверие» Фомы банальным упрямством или ограниченностью? Как и любой другой евангельский сюжет, эпизод уверования Фомы далек от простых, лежащих на поверхности трактовок. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25), — читаем мы в Евангелии. Как видно, Фома вовсе не отвергает принципиально Христово Воскресение, он лишь стремится убедиться в этом величайшем событии воочию. «Неверующий» апостол как раз-таки верит в своего Господа и Учителя; он лишь пытается подкрепить свою веру неоспоримыми доказательствами.

Это и происходит спустя неделю после событий Пасхи: Иисус Христос встречается со всеми учениками и Фома радостно произносит: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Это и положило начало церковной традиции Антипасхи (от греч. «анти» — вместо), ведь именно этот день как бы заменил апостолу Пасху Христову.

21 октября (8 октября по ст.ст). Память святых отцев VII Вселенского собора (787)

Последний из Вселенских соборов стал вторым, состоявшимся в малоазиатском городе Никея (ныне — Изник в Турции).

На нем не разбирали ни сложные христологические догматы, ни какие-то иные богословские темы. Речь шла о куда более доступном для понимания паствой вопросе: допустимости почитания икон.

Иконоборчество занимает особое место среди остальных раннехристианских ересей. Партия иконоборцев в начале VIII века заняла господствующее положение как при императорском дворе, так и внутри Церкви, пытаясь силой убедить верующих, что почитание икон якобы является идолопоклонством. Это раскололо не только Церковь, но и все византийское общество.

Поставить же точку в обернувшемся общей смутой споре был призван VII Вселенский Собор, состоявшийся по инициативе императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, решительных сторонников почитания икон. Опираясь на учение первого обличителя иконоборцев, преподобного Иоанна Дамаскина, участники однозначно высказались в защиту иконопочитания. «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней», — такими словами завершался принятый архиереями догмат.

Тем не менее, сторонники ереси не торопились склонять головы перед Церковью. Лишь спустя полвека, в 843 году, иконокласты будут окончательно побеждены.