Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 13–19 августа в 2018 году — двенадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.
13 августа (31 июля по старому стилю). День памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922)
Священномученик Вениамин (в миру — Василий Павлович Казанский; 1873–1922) стал одним из деятелей Церкви, принявших мученическую смерть от безбожной власти еще в годы Гражданской войны.
Выходец из семьи провинциального священника (родился в Архангельской губернии), Василий Казанский с ранних лет отличался необычайными способностями к учебе и рвением в вере. После окончания Петрозаводской Духовной Семинарии юноша поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию (окончит ее в 1897 году, приняв монашеский постриг двумя годами ранее).
В 1910 году архимандрита Вениамина рукоположили во епископа Гдовского, Петербургского викария, а в революционном 1917 году ему было суждено стать митрополитом Петроградским и Гдовским. Архиерейский сан будущий священномученик воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди.
Он часто посещал отдаленные и бедные кварталы столицы, словно приходской священник: в простой рясе и без внешних отличий епископского сана. Владыка Вениамин крестил детей, напутствовал умирающих, обличал грешников. Простые петроградцы искренне любили своего Архипастыря, называя его просто: «наш батюшка Вениамин».
После Октябрьского переворота иерарх начал истово и последовательно защищать права гонимой Церкви, открыто осуждая антирелигиозную политику новой власти и ее кампанию по изъятию церковных ценностей. В 1922 году митрополит Вениамин будет арестован в ходе сфабрикованного «Петроградского процесса» и без надлежащих разбирательств приговорен к расстрелу. По свидетельствам очевидцев, священномученик до последних минут земной жизни сохранял достоинство и упование на волю Господа.
14 августа (1 августа по ст.ст.). Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста
Успенский пост, установленный Церковью более тысячи лет назад в память о земной кончине Пресвятой Богородицы,считается вторым по строгости после Великого. Так, в понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», т.е. без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. Рыба разрешается только в великий праздник Преображения Господня (19 августа). Не считая этот день, на протяжении всего поста нельзя есть мясо, молочные продукты и морепродукты.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь предписывает воздерживаться от этих плодов. По преданию святых отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».
Важно помнить и о духовной стороне поста. Церковные правила крайне неодобрительно относятся к любым светским увеселениям в дни Успенского поста.
16 августа (3 августа по ст.ст.). День памяти преподобного Антония Римлянина (1147)
Земной путь этого святого — один из самых необычных в истории Божиих угодников Русской Церкви.
Итальянец по происхождению, святой Антоний жил в Риме в непростые времена церковного раскола. Когда латиняне начали преследовать православных, подвижник предпочел оставить родные края и перебраться в Русь. По преданию, путь от Рима до Великого Новгорода он проделал в бочке, плывшей по морским волнам.
На новгородской земле святой основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный Антоний, с одной стороны, уделял много внимания строительству и хозяйственной деятельности обители, неизменно заботясь о том, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. При этом, он был истовым молитвенником: известно, что однажды святой провел целый год в непрерывном посте и общении с Господом.
19 августа (6 августа по ст.ст.). Преображение Господне
В этот день верующие вспоминают события, относящиеся к окончанию земного пути Спасителя. Иисус Христос повел на гору Фавор апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Ученики в недоумении последовали за своим Учителем, пока не выбились из сил. Они расположились для отдыха под тенью покореженной маслины: Иоанн и его брат разместились на плащах, а апостол Петр сел на камень и задремал.
Сон его нарушил порыв ветра. Взгляду апостолов представилось невероятное: лицо Спасителя просияло, словно солнце, Его одежды сталибелыми, как свет, а рядом с Иисусом стояли ветхозаветные пророки Илия и Моисей.
Впечатленный увиденным, Петр простодушно предложил Господу сделать три кущи, для Него и обоих пророков, и остаться на Фаворе. Но в ответ раздался голос с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте» (Мф. 17:5). Сам же Иисус Христос настрого запретил апостолам рассказывать об увиденном.
Таким образом, Преображение Господне — это память о перевоплощении природы Спасителя, из человеческой в Божественную. Случайно или нет, но этот праздник по календарю совпал с преображением и природы, когда лето начинает сменять осень. Потому в календаре восточных и южных славян испокон веков это торжество имело не только важное духовное значение, но и практический смысл с точки зрения цикла аграрных работ; именно здесь лежат корни традиции Яблочного Спаса.