Статьи, Хроника

Православная неделя с 29 августа по 4 сентября: перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа и празднование иконе Божией Матери «Всецарица»

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 29 августа — 4 сентября в 2022 году — двенадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

29 августа (16 августа по ст. ст.). Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа


В этот праздник Церковь вспоминает события, произошедшие в Византийской империи в середине X века. Самодержец Константин Багрянородный пожелал перевезти в Константинополь из арабского города Едессы хранившийся там Убрус — Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа. Император выкупил святыню у мусульманского правителя города и перенёс её в свою столицу.

Происхождение Убруса относится к ещё более давним временам — годам земного пути Господа. По преданию, узнав о Его чудесах, в Иисуса Христа как в Сына Божия уверовал страдавший проказой сирийский царь Авгарь и написал послание с просьбой прийти и исцелить его. Спаситель в ответ передал для Авгаря краткое письмо и убрус (холст, полотенце), которым отёр Своё лицо, после чего на том отпечатлелся Его Божественный Лик. От полученной святыни сирийский царь и получил исцеление.

О последующей судьбе Убруса существует несколько преданий. По одному, его похитили латиняне-крестоносцы, но корабль со святыней утонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан в середине XIV века в Италию. В русской традиции Нерукотворный Образ пользовался неизменным и благоговейным почитанием. Его нашивали на знамена войск, а верующие при входе в храм читали тропарь святыне.

31 августа (18 августа по ст. ст.). Празднование иконе Божией Матери «Всецарица»


Этот лик Божией Матери, написанный в XVII веке на Святой Горе Афон, известен всему православному миру благодаря связанным с ним чудесами.
По преданию, первым чудом «Всецарицы» стало избавление одного человека от преследовавших его диавольских сил. Но в первую очередь икона прославилась тем, что по молитвам ей немало верующих обрели и продолжают обретать исцеление от онкологических заболеваний.

Икону «Всецарица» сравнительно легко отличить от других ликов Небесной Владычицы. Пресвятая Дева Мария восседает на царском троне в центре иконы, облачённая в багряное одеяние, и держит в руках Богомладенца. На заднем плане — два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пресвятую Богородицу. Икона «Всецарица» относится к типу Панахранта — «Пренепорочная», «Пречистая», в переводе с греческого. Главной особенностью ликов Небесной Владычицы подобного вида является то, что Божия Матерь изображается восседающей на престоле, символизирующем царственное величие, с Младенцем Христом.

В пределах Русской Православной Церкви насчитывается около 50 храмов в честь этой иконы. Один из них находится на территории Красноярской епархии — это церковь иконы Божией Матери «Всецарица» при красноярском Успенском мужском монастыре.

3 сентября (21 августа по ст. ст.). День памяти апостола Фаддея


Апостол от 70-ти Фаддей, по происхождению еврей, родился в сирийском городе Едессе. Придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв от него Крещение в Иордане, остался в Палестине.

Увидев Спасителя, он сделался Его учеником и был избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он послал по два на проповедь в города и местности, которые Сам намеревался посетить (Лк.10:1).

После Вознесения Спасителя на небо апостол Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии. Он пришёл с проповедью Евангелия в Едессу и обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов. Проповедь свою он утверждал многими чудесами (о которых Авгарь писал ассирийскому царю Нарсесу); поставил священников и устроил Едесскую Церковь. Князь Авгарь хотел наградить апостола Фаддея богатыми дарами, но тот отказался и пошёл с проповедью в другие города, обращая многих язычников в христианскую веру. Дойдя с проповедью до финикийского города Вирита (Бейрута), он основал там Церковь и в том же городе мирно скончался в 44 году.

4 сентября (22 августа по ст. ст.) День празднования иконе Богородицы «Прибавление Ума»


Большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам: на них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти.

Богоматерь с Младенцем изображаются на темнооливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы — своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем, сходно с иконой «Прибавление ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер»».

Перед этой иконой обращаются с молитвой к Богоматери и Ея Богомладенцу как к источнику высшей мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.