В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел пятый в этом году выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О второй ссылке в Красноярский край святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
ДВ: Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович!
Сегодня, вместе с музейно-просветительским центром духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом», мы предлагаем вам совершить воображаемое путешествие в те живописные места, где сейчас стоит Дивногорск. Это совсем молодой, по меркам истории, город; полвека назад он вырос из небольшого поселка строителей Красноярской гидроэлектростанции.
Но поселок гидростроителей не был первым поселением на этих местах — до революции здесь стоял мужской монастырь в честь иконы «Знамение» (Абалацкая) Божией Матери. Так что можно сказать: начало истории Дивногорска положила Знаменская обитель, началу строительства которой в этом году исполнится 130 лет. Об этом монастыре мы и расскажем сегодня в нашей программе.
Название скит получил в честь чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», которая особенным образом почиталась в Приенисейской Сибири. В 1888 году император Александр III велел выделить земельный участок в Енисейской губернии под устройство монашеского скита(небольшого монастыря, подчиненного красноярской Успенской мужской обители — М.Р.) в честь этой иконы, список которой специально перенесли на берега Енисея с Уральской земли. Паломники стали свидетельствовать о многих чудесах, свершавшихся по молитве перед святыней, и вскоре икону Божией Матери «Знамение» (Абалацкая) признают чудотворной.
Отцами-основателями мужского Знаменского общежительного скита были епископ Енисейский и Красноярский Тихон (Троицкий-Донебин) и игумен Филарет (в миру — Феодор Васильев) — отставной унтер-офицер императорской армии, решивший принять монашество. Как подчеркивает главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин, это был человек невероятно деятельный и упорный, талантливый устроитель:
ГМ: Память об этом удивительном подвижнике в Дивногорске живет до сих пор; его имя носит ручей, встречающий гостей города на въезде со стороны Красноярска.
Игумен Филарет — бывший военный, кавалерист-унтер-офицер — использовал все приобретенные на военной службе навыки, чтобы как можно быстрее построить обитель, наладить в ней монашескую жизнь. И достаточно быстро на берегу Енисея появились Знаменская церковь, часовня святителя Николая Чудотворца, монашеское общежитие и хозяйственные помещения… Потому неудивительно, что уже в 1892 году обитель получила статус «независимого», полноправного монастыря. Правда, в народе ее так и продолжили называть Знаменским скитом.
Годы управления обителью отцом Филаретом стали периодом мощной духовной жизни, подлинного подвижничества. Монахи не только держали подсобное хозяйство, но и обжигали кирпич, занимались портновским делом. Монастырь обеспечивал всем необходимым не только себя, но и всю округу; и местные жители оценили это — народ потянулся к обители.
В числе многих сотен и тысяч одним из гостей обители в 1897 году стал и будущий глава советского государства. На монастырской пристани останавливался пароход, на котором на юг Енисейской губернии в ссылку направлялся молодой Владимир Ульянов. Не думаю, что вид монастыря пробудил в его душе что-то светлое, однако, и его нога ступала в этом святом месте.
А в 1910 году из жизни уходит игумен Филарет (Васильев). Конечно, это стало серьезным испытанием для монашеской общины, для ее духовной жизни, но плоды трудов почившего основателя монастыря это перечеркнуть не смогло.
ДВ: К 1917 году в Знаменском монастыре проживало только постоянных насельников более пятидесяти. Ежегодно сюда прибывало около 5–6 тысяч паломников.
Но впереди были страшные годы революционных событий и гражданской войны. Монастырь ждала печальная судьба, — рассказывает историк Церкви Геннадий Малашин.
ГМ: Нам до сих пор, к сожалению, очень мало известно о судьбе братии Знаменской обители, совсем недавно этой темой стали заниматься историки-краеведы. Что-то уже можно узнать из замечательной монографии дивногорского историка Игоря Федорова, но я уверен, что труды и Игоря Геннадьевича, и его коллег принесут еще очень много интересных открытий.
Что же нам известно сейчас? На первый взгляд, Знаменский скит был надежно изолирован от охватившего страну безумия Гражданской войны. Но, на деле, такого не было: рядом проходила дорога на Красноярск, не так уж далеко находилась и сама губернская столица. Потому, например, когда зимой 1919–1920 годов остатки разбитых войск адмирала Колчака стали отступать на восток, монахи обители пытались им помочь, — прежде всего, это была подлинно христианская забота о попавших в тяжелую ситуацию соотечественниках, подлинное милосердие. В монастыре была пища, были лошади, — всем этим братия делилась с колчаковцами; ходят рассказы, что могли помочь тем, кто желал скрыться от красных, и новыми документами.
Но большевики, разумеется, смотрели на эту ситуацию иначе, и милосердия за монахами признавать не собирались. Красные, по-видимому, были прекрасно информированы о той помощи, которую их противник нашел в Знаменском скиту, поэтому пребывание партизанской армии небезызвестного Александра Кравченко той же страшной зимой было ознаменовано многими горестными инцидентами; судя по сохранившимся данным, некоторые насельники были казнены еще тогда.
ДВ: В 1920 году советские власти Сибири закрывают скит (за год до этого его братия приняла к себе насельников разоренного Успенского монастыря, — М.Р.). Его имущество новый режим частично присвоил себе, а частично — уничтожил. Строения монастыря были переданы детскому дому, потом здесь располагались учебно-опытный лесхоз, подсобное хозяйство техникума, общежитие. Часть зданий разобрали, часть — снесли. Например, часовня святителя Николая-Чудотворца стояла здесь вплоть до 1955 года. Потом ее перенесли, переоборудовав под пекарню, затем — под сторожку, а затем разрушили и ее. Как рассказывает наш эксперт Геннадий Малашин, до наших дней сохранились очень небольшая часть построек.
ГМ: Как ни странно, сохранилась, пускай и частично, главная церковь Знаменского скита. Если вы, уважаемые слушатели, приедете в Дивногорск на место упраздненного монастыря, вы увидите скромный деревянный домик. На нем нет куполов, рядом не стоит колокольня, но знающий человек сразу обратит внимание на несвойственную обычным зданиям восточную часть, на апсиду — конечно же, там был алтарь старого храма.
Совсем недавно мы были там с Игорем Федоровым и моими коллегами по «Касьяновскому дому». Сейчас здание принадлежит местному объединению художников, и некогда алтарная часть Знаменской церкви служит мастерской. Смешанные чувства я испытал от увиденного; с одной стороны, подобные открытия всегда болезненны для души, а с другой — самое главное, что здание удалось сохранить, а что до мастерской… Как, думаю, вы все прекрасно знаете, очень многим красноярским храмам в XX веке повезло гораздо меньше.
И меня порадовало, что со стены в мастерской того художника на нас глядел Знаменский образ Небесной Царицы. И мы не могли не помолиться перед иконой — помолиться за возрождение утраченной обители в современном Дивногорске; об этом, я знаю, мечтают и многие жители самого города.
Чудотворную Знаменскую икону Пресвятой Богородицы, хранившуюся в этом храме, удалось спасти. После разорения скита её передали в Красноярский краевой краеведческий музей. В 90-ых годах архитектор Анатолий Блохин и историк Игорь Федоров нашли образ в фондах музея. Сегодня он находится в дивногорской Знаменской церкви на временном хранении — по договорённости с руководством музея.
Неравнодушные дивногорцы уверены: Знаменский скит можно и нужно восстанавливать. Возможно, когда-нибудь монастырская обитель вновь будет создана в этих местах, еще хранящих память о монашеской молитве за весь мир…