Проповеди

Владыка Пантелеимон: Где нет Христа — там и есть ад

7 ноября, по окончании Божественной литургии в красноярском Покровском кафедральном  соборе, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Святая Церковь живёт духом евангельским. Только Евангелие является питательной средой для нашей души, нашего сердца и нашей веры. Без Евангелия нет Церкви, нет жизни, а лишь тьма царствует над человеком, ад вселяется в его душу и сердце. Там нет надежды на жизнь на Земле и в вечности, есть лишь человеческая алчность, наглость, подлость, которая озлобляет сознание. И человек становится врагом не только окружающим, но и самому себе, своей собственной душе.

Но там, где звучит слово Христа, где свет Христа — там всегда царит творчество жизни, новаторство, стремление к обновлению, к жизни земной и жизни вечной. Там же, где нет Христа — там и есть ад.

Сегодня в Евангелии мы читали беседу с Авраамом — отцом всех верующих людей на Земле. После падения Адама и Евы род человеческий был весь во грехе, он служил диаволу и признавал его власть. Народы искали счастье за гробом и всегда стремились создавать условия для иной жизни, лучшей даже, чем земной. Но все они отправлялись в ад пока не пришёл Иисус Христос и не сокрушил адские врата.

Но до Христа Господь воздвигал носителей духа и света жизни. Таким был и Авраам, первый, после Адама, поверивший Богу так, что сына своего, Исаака повёл на гору, дабы принести в жертву. Господь испытывал его нелёгкими испытаниями. И Авраам за это получил от Бога дар: встречать усопших в жизни вечной приветствиями, и да будем и мы не лишены этого, когда придёт наш час встречи с отцом верующего народа Авраамом.

Господь Иисус Христос, зная, что окружающие Его люди знают, кто такой Авраам, приводит в пример и притчу о богаче и Лазаре. Жил в Иерусалиме очень богатый человек. Он ни в чём себе не отказывал, жил в роскоши, не думая об ответственности. И жил нищий прокажённый по имени Лазарь, который лежал у ворот богача. И вот так случилось, что оба они — богач и нищий — умерли. И попал богач в ад, и увидел оттуда Авраама, который провожал нищего Лазаря в рай. Богач просил о помощи, но Авраам ответил: «Сын мой, вспомни, что в жизни твоей хорошего вдоволь было у тебя, а у Лазаря — злого. Теперь же он здесь утешается, а ты мучаешься. К тому же между нами и вами пролегает огромная пропасть. Отсюда никто к вам перейти не может, даже если бы и захотел, и от вас к нам — тоже» (Лк. 16:25–26).

Тогда богач попросил Авраама послать Лазаря к нему домой и предупредить его братьев, которые живут такой же жизнью, о том, что ждёт их. Но Авраам сказал, что на то у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их. А если им не верят — то не поверят и мёртвому.

В этом рассказе Христос раскрывает нам всеведение Господа, Его любовь к страждущим. Бог является тем, кто дарит человеку абсолютное счастье и радость жизни. Но Он есть и тот, кто учитывает каждое согрешение наше, и кто ждёт, что мы возвратимся к Отцу Небесному, испросим прощения покаянием.

Главная вещь открывается нам в этой притче — что Бог никогда не оставляет человека. Он не следит, как шпион, но всегда пребывает, как родительское сердце, со своими детьми. Как хороший учитель бдит над своими малышами, который знает, что нужно детям. Бог пребывает на страже любви Своей, чтобы спасти нас. Но Бог — это и правосудие, это святая честность и справедливость. Это воздаяние за те деяния, которые мы сами и творим.

Мы — создания Божии, и должны держать себя в твёрдом понимании, что всё Его творение принадлежит тем, кто идёт за ним, верующим людям. И тогда Господь благословляет всё земное и открывает всё Небесное, вселяя надежду на свою собственную святость, чтобы прийти к Господу и услышать слова Авраама о том, что мы достойны быть там, где Лазарь, и что между адом и нами нет ничего общего.

Аминь.