3 октября, по окончании Божественной литургии в храме во имя Серафима Саровского ЗАТО город Зеленогорск, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры! Думали ли вы о том, кто мы с вами? Мы — христиане. Мы те, кто верует в Господа Иисуса Христа. Мы из семьи и рода тех, кто вместе со Христом шёл на Голгофу, кто носит титулы мученик, мученица, исповедник и исповедница. Мы — праведники, пророки, проповедники, священники, цари. А почему это для нас так дорого, это царское признание нашей принадлежности к Господу Иисусу Христу? Потому что мы — царский народ, Бога-царя. А если так, то мы должны иметь знаки отличия. Мы должны с вами иметь свидетельства, выделяющие нас. И вот сегодня мы вспоминаем мучеников за исповедование Христа: князя Михаила Черниговского и боярина Феодора, тех кто своей жизнью и смертью показали силу веры Христовой.
Это было во времена татаро-монгольского ига. Тогда наши князья ездили поклоняться царям, потому что Русь была побеждена и находилась в порабощении у Золотой Орды. Князья ездили, чтобы доставлять туда налоги, дань и сдерживать нападки дикого и безумного варварского воинства татар. Они все были князья крещёные. Все были верующие. И жизнь свою они видели перед Богом, как жертву для народа, страны, как жертву за жизнь рода христианского. Они старались подражать Христу. Да, они были люди со своими пороками, воевали между собой, но каждый любил Русь по-своему. Каждый любил её православный народ и веру Христову.
Когда князь Михаил со своим боярином Феодором поехали, чтобы подтвердить свою покорность хану, то там их пытались заставить поклониться идолам и бесовским знакам: хан хотел, чтобы они прошли через дьявольские огни. И тогда князь сказал, что он — христианин, что он может кланяться только одному Богу — Спасителю Иисусу Христу. Но он не кланяется ни звёздам, ни луне, ни солнцу. «Мы поклоняемся единому Богу. Как подчинённый, я поклоняюсь царю, как власти. Мы должны и будем подчиняться законам и установлениям, но как только дело коснётся нашей православной веры, мы никому и ни в чём не должны подчиняться. Над нами нет веры, кроме веры в Господа нашего Иисуса Христа». После этого князя Михаила и боярина его Феодора стали мучить. Их обоих пытали, жгли огнём. Они умерли в страшных муках, но не изменили вере и не поклонились идолам.
Так наша вера спасает и умудряет человека. Она делает его мужественным. И поэтому ничто не признаётся в Православии на Руси святостью так, как смерть за свою родину и веру Христову. Это подчинение вере и сегодня для нас наиважнейшее. Мы не можем с вами разделять убеждения тех, кто не верует, а кто и признаёт сатану за своего бога, кто живёт страшной греховной жизнью. Мы не можем признавать никакую секту и никаких учителей, кроме как Господа нашего Иисуса Христа и Святую Православную Церковь. Но можем молиться за них и не отвечать на ложь и поклёпы.
Наша вера обязывает всех, кто в ней причастился, говорить: я — христианин, я — православный. И так надо воспитывать детей.
Так рос ещё один человек, которого мы вспоминаем сегодня, — князь Олег Брянский. Он был сыном великого брянского князя, который воевал с католической Литвой. Долгое время западная часть великого русского племени находилась в рабстве у католиков. Белорусы 700 лет были под гнётом. Украинцы, а ещё Смоленская, Брянская земля — 500 лет. Но русский народ отвоевал свои земли. И вот этот юноша Олег с своим отцом ходил в битвы против поляков и литовцев. А когда пришёл с далёких этих и тяжких походов, он принял монашество. Потому что не понимал, как христиане-католики и христиане-православные могут убивать друг друга, как поляки и литовцы могли порабощать православных братьев по вере Христовой и сравнивать их со скотом, называть «быдлом». Он понял, что только вера во Христа приносит мир. И чтобы это свидетельствовать, он отказался от власти. Он много добра мог бы сделать, будучи князем брянским. Но он стал князем небесным, приняв монашество. Так Олег и прожил свои жизнь, став примером благочестия, доброты, света, мира и молитвы. И так эти силы были в нём могучи, что по сей день на его могиле происходят чудеса исцеления, враждующие примиряются, семьи восстанавливаются, у бесплодных рождаются дети.
Мы с вами живём в XXI веке. И мы видим, что происходит вокруг, в том числе с нашими родственниками. Подчас даже между детьми и родителями, братьями и сёстрами наступает рознь. И, так как мы веруем, детей наших надо учить любви такой же, какую выказывал нам Спаситель. Наша вера воспитывает человека добрым, честным, жертвенным, свободолюбивым и преданным своему Отечеству, родной земле. Потому что это дар Божий — земля. Православные никогда не будут предателями. И там, где живёт вера наша, всегда будут мир и любовь. Там терпение и сострадание. Там прощение и верность. Там нет лжи и измен. И нет абортов и нецензурной брани. Только так дети могут вырасти в по-настоящему большой любви.
Живя среди разных людей, мы должны испытывать великое счастье от того, что мы православные христиане. Ибо наше счастье — это исповедничество, хождение в храм, причастие, празднование всех святых праздников и доброта к тем, кто к нам относится с враждой. Никакого озлобления не должно быть в сердце . Только молитва. Это есть исповедование веры. И сегодня исповедничество, признание себя православным христианином, является спасительным подвигом каждого верующего человека.
И да поможет нам Господь молитвами исповедников: князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, Олега, князя брянского и монаха, отца Серафима Саровского, чьё имя носит этот святой храм, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), и молитвами каждого из нас.
Идти нам по дороге спасения, святости, доброты, патриотизма, любви к Родине и ближнему, и молитвы за грешников, чтобы они покаялись, за праведников, чтобы их молитва помогала нам, и за самого себя, чтобы Господь хранил для Царства Божия наши души.
Аминь.