По многочисленным просьбам посетителей нашего сайта помещаем на сайте текст обращения Управляющего Красноярской епархией Владыки Антония на Мемориале памяти воинам Великой Отечественной войны в день 65-летия Великой Победы — 9 мая сего года. Полностью репортаж о праздновании Дня Победы в епархии будет опубликован в очередном номере газеты «Православное слово Сибири»
Слово Архиепископа Красноярского и Енисейского АНТОНИЯ на митинге, посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мемориал Победы, 9 мая 2010 г.
Дорогие братья и сестры! Уважаемые ветераны!
Русская Православная Церковь духовно освятила будущую Победу. Уже за 6 дней до обращения Сталина Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился к народу с посланием, в котором он, в частности, писал: «Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу».
Церковь в первые же дни войны обратила внимание верующих на то, что гитлеровская пропаганда лицемерно обещает вернуть нашему народу религиозную свободу. Церковь предупредила своих чад, что фашизм ставит своей целью уничтожение всех религиозных конфессий на территории СССР и замены их сатанинскими оккультными организациями.
С июня 1941 года по всей стране в православных храмах служились молебны за грядущую победу. Среди верующих начался сбор средств в помощь фронту: на подарки воинам, на содержание раненых, на помощь осиротевшим детям. По инициативе Церкви собраны средства для создания танковой колонны имени святого Димитрия Донского и авиационной эскадрильи. За годы войны от Русской Православной Церкви в Фонд обороны было внесено более 300 млн. руб. Церковь получила право — быть!
По всей стране начали открываться закрытые ранее храмы. Об этом свидетельствует и открытие в Красноярске в 1943 году церкви Николая Чудотворца, в которой служил Святитель Лука, доктор медицины Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, с молитвой на устах и скальпелем в руках спасший тысячи раненых бойцов от порой неизбежной смерти.
В тяжелую годину испытаний, выпавших на долю всех народов России, многие священнослужители встали в ряды защитников Отечества. Среди них и священники Красноярской епархии: архимандрит Нифонт (Глазов) и другие. Возглавляя Межрелигиозный Совет Красноярского края, я должен заметить, что, безусловно, мусульмане, иудеи и другие представители всех традиционных для России конфессий встали тогда на защиту Родины; антирелигиозная пропаганда на фронтах прекратилась. Благодаря этому, имели место факты явной помощи Божией. Так, наш замечательный земляк Александр Николаевич Кузнецов в своей книге «О времени и о себе» вспоминает, как он, будучи тогда старший лейтенантом-разведчиком и направляясь на задание на вражескую территорию, в этой помощи явно убедился.
Когда старший офицер вместе с проводником объявили, что группа, ими направляемая к границе с Эстонией, напрочь заблудилась в лесу и они могут оказаться под огнем фашистов, Александра Кузнецова вдруг осенила спасительная догадка. Как на проявляемом негативе появляется четкое изображение, так и ему представился план спасительного выхода из тупика, и он убедительно, громко заявил: «Я знаю, как выйти, идите за мной». Все пошли за ним, и он, никогда ранее не видевший этого леса, всех благополучно вывел из опасной ситуации. Уже теперь, прожив долгую жизнь — пишет Кузнецов: «Я понимаю, что чудес в природе не бывает, и читателю трудно поверить в то, о чем я пишу. Однако это было, реально было». Но реальностью можно считать здесь и то, что там, в глубинке России, кто-то в те минуты молился за них, и он остался живым вместе с другими.
Мой собственный отец, воевавший на фронтах Западной Европы, Китая и Японии, был чудесным образом спасен от смерти, и не раз. Он часто вспоминал: солдаты в окопах часто крестились, в особенности — перед атакой, а маршал Жуков и другие генералы не забывали сказать, отдавая приказы о наступлении: «Ну — с Богом!». За наших воинов тогда вся Россия молилась, и, на удивление Англии, всей Европы, Америки, непобедимая духовная мощь нашего народа победоносно освободила народ Европы, дошла до Берлина, чтобы навсегда оградить их от фашистской чумы.
Но иногда я с горечью думаю о другой чуме, подкравшейся к душам многих из ныне живущих, когда матери убивают своих не родившихся еще детей, когда не проходит и дня, чтобы в СМИ не сообщили об убийствах, самоубийствах, терактах, когда детская преступность набирает темпы, а криминал расцветает махровым цветом под аккомпанемент безнравственных телепрограмм, — тогда становится тревожно и напрашивается вопрос: во имя этого ли наши солдаты отдавали свои жизни 65 лет назад? И способны ли мы отстоять свою свободу и право на нормальную жизнь той же мощью духа народного, нашей России, созданной нашей Святой тысячелетней верой? Когда многие ломают голову на определением, что есть наша сегодняшняя национальная идея, ответ сам собой напрашивается: возвращение к своим духовно-нравственным ценностям, и только это — спасительно, и только это — оправданно, потому что только это дает подлинное благополучие и счастье в жизни временной, при понимании и жизни вечной, данной Богом каждой безсмертной человеческой душе.
Мы увидим сегодня здесь белых голубей, символизирующих отделение от наших воинов их героических душ, что имело место на полях сражений, потому что память о них, исполнивших главную заповедь Божественную «положить и жизнь свою за други своя», действительно — священна и у Бога — вечна.
Наш гражданский и человеческий долг — помнить о тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны. Церковь постоянно поминает всех убиенных на полях сражений и непрестанно молится о здравии ветеранов-победителей, ныне живущих, и всех, ныне радеющих о нашем духовном преображении, к которому нас всегда призывает Святая Церковь.
С праздником вас, дорогие братья и сестры!
С днем Великой Победы!
Архиепископ Красноярский и Енисейский АНТОНИЙ