6 декабря, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Литургию в Александро-Невском храме Красноярска.
Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных церквей города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; настоятель красноярского храма святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Павел Богинский; штатные священнослужители Покровского собора и Александро-Невского храма.
За богослужением митрополит Пантелеимон наградил отца Павла епархиальной медалью священомученника Амфилохия, епископа Красноярского, III степени.
За Литургией пел хор храма Александра Невского.
В числе верующих за богослужением молились казаки Енисейского войскового казачьего общества.
По окончании Литургии владыка Пантелеимон обратился к пастве с архипастырским словом.
Пресс-служба Красноярской епархии / Фотографии Максима Бурнышева и Ивана Глушанкова
Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 6–12 декабря в 2021 году — седмица 25-я по Пятидесятнице.
6 декабря (23 ноября по ст. ст.). День памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263)
Личность князя Александра Невского, пожалуй, известна всем от мала до велика в нашей стране. Победитель шведов и тевтонских рыцарей, воин и дипломат, не потерпевший ни единого поражения на поле брани.
Но, всё-таки, Церковь почитает его как святого не за военные победы и политические достижения. Речь идёт о совсем другом: Александр Невский был правителем, который во главу угла в своей жизни ставил высшие христианские добродетели. Да, он жил в очень непростое, насыщенное кровью и насилием время, поэтому не мог быть идеальным безгрешным человеком. Но милосердие и человеколюбие, стремление защитить свой народ от угроз и с запада, и с востока для князя Александра были важнее жажды власти и корысти.
Не стоит забывать и о том, что в очень сложное для русских земель время князь заботился не только о сохранении Православной веры перед лицом реальной угрозы её поглощения католиками. Благодаря святому Александру Православие не только выжило, но и продолжило распространяться от поморского побережья до ордынских степей.
День памяти Александра Невского — престольный праздник для красноярского войскового казачьего храма, освящённого во имя благоверного великого князя.
10 декабря (27 ноября по ст. ст.). Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Знамение»
Знаменский лик — один из самых чтимых образов Пресвятой Богородицы в нашей стране. Почитание святыни же восходит корнями ко временам феодальных усобиц на Руси.
Предание гласит: в 1170 году войско суздальского князя осадило Великий Новгород. Оказавшихся в беде жителей города архиепископ Иоанн (будущий святитель Церкви) благословил на крестный ход по крепостным стенам с иконой Божией Матери, — так архиерею повелел таинственный голос во сне.
Во время молитвенного шествия враги не прекратили осыпать Новгород стрелами; одна из них попала в икону и из глаз Пресвятой Богородицы будто хлынули слезы. Суздальцы и их союзники от увиденного пришли в ужас, сняли осаду и бежали как можно дальше от города.
Образ Божией Матери «Знамение» относится к иконографическому типу «Оранта» (от лат. — «молящаяся»), одному из старейших в христианстве. Отличительной особенностью таких икон является то, что Небесная Царица изображена с поднятыми и разведенными в стороны руками — это традиционный жест заступнической молитвы.
В честь этой иконы Пресвятой Богородицы освящён храм в городе Дивногорске.
11 декабря (28 ноября по ст. ст.). День памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
Владыка Серафим (в миру — Леонид Михайлович Чичагов; 1856–1937) — один из наиболее известных и почитаемых новомучеников Русской Церкви.
Владыка прожил долгую и насыщенную событиями жизнь: будучи родом из дворянского рода потомственных военных, в молодости сам служил офицером, участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, дослужился до полковника. Священный сан Леонид Чичагов принял уже в зрелом возрасте (в 1893 году); овдовев, стал монахом (в 1898 г.) и затем был рукоположен во епископы (в 1905 г.).
В качестве иерарха владыка Серафим проявил себя как истовый борец за просвещение духовенства, повышение его нравственных устоев и пробуждение всей церковно-общественной жизни, начиная с приходского уровня. В разные годы он нёс служение на епископских кафедрах в Орле, Кишинёве, Твери, Санкт-Петербурге и других городах. С установлением в стране советской власти митрополит Серафим неоднократно подвергался арестам и ссылкам как «черносотнец и реакционер». Несмотря на это, архиерей выступал последовательным сторонником признания Церковью нового государства.
Последние пять лет жизни иерарх провёл живя в уединении близ Москвы. Он писал иконы, сочинял произведения духовной музыки, принимал многочисленных духовных чад. В 1937 году владыку вновь арестовали за мнимое участие в «контрреволюционной организации» и приговорили к расстрелу.
Рассказывают, что одними из последних слов митрополита Серафима (Чичагова) были:
— Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем они кончились? Торжеством христианства. Так будет и с этим гонением — оно тоже кончится, и Православная Церковь снова будет восстановлена, а православная вера — восторжествует.
5 декабря, по окончании богослужения во Введенском храме Сосновоборска митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к пастве со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Мы с вами, братья и сестры, всегда слушаем Евангелие с трепетом и даже с ужасом, вспоминая свои согрешения, слабую волю и свою леность в молитве. И вот сегодня, посещая храм, в Евангелии мы слышали с вами, как богато человек надеется. Сейчас стало много богатых людей. И пусть Господь помогает им. Они платят налоги государству, подают бедным людям. Однако многие из них чрезмерно надеются на своё богатство. Их жёны развратничают, ровно как и мужья. Дети их погибают в наркомании, алкоголизме и том же разврате. Дорогие машины и деньги в банке не радуют их. Они трепещут и боятся, что их поймают за какие-нибудь экономические и финансовые преступления. Горе тому, кто богатеет земным богатством, не думая о богатстве небесном.
Мы с вами продолжаем праздник Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник — начало самого нашего спасения. Богородица была вымолена престарелыми своими родителями Захарией и Елизаветой, которые так и думали, что умрут и не получат оправдание у Бога, считая, что они не знают каких-то своих грехов. Но у Господа было своё уразумение. Он открыл им святость, чтобы и пречистая Дева стала избранницей Божией для спасения каждого человека, и в наше время, и в будущие века. Матерь Божия стала избранницей для воплощения слова Господня, дитя молитвы и дитя благодати Божией.
Пятьдесят ступеней она прошла самостоятельно. Там, где и взрослому было тяжело их преодолеть. И она вошла во святая святых — алтарь, как апостолы говорят, это больше, чем святая святых, это само Небо. Вот так путь Матери Божией был не на царский приём, не на пир, но в храм. И там она осталась до того возраста, пока старец Иосиф не получил благословения охранять её чистоту, ибо она первая избрала для себя монашество.
Помимо основного дела — молитвы, она занималась и рукоделием и утешением несчастных. Через это она услышала голос Господа, от Архангела Гавриила. И она больше не отходила от храма. Храм — вместилище славы Божией. Храм — место, где человек может рыдать и жаловаться Господу, где может радоваться и благодарить его. Храм — это начало спасения каждого, особенно храм православный. Ибо здесь звучат слова Иисуса Христа, здесь звучит Евангелие, которое окормляет каждого из нас благодатью правды о спасении. И там, где возводятся храмы, благословляются города и селения. Там, где возвышаются купола и звенят колокола, происходит Божие очищение грешника, спасение гибнущих в страстях и грехах. И там верующий человек богатеет в Бога, в жизнь вечную через терпение, послушание, смирение, твёрдость духа. Здесь в храме мы обретаем свою святость. Здесь мы находим укрепление нашей жизни здесь и в бытие вечном. Так Господь через пречистую Деву, через Её младенца показал, что каждый из нас только тогда находит у Бога благодать, защиту и помощь, когда переступает порог храма и обращается к Господу. Лучше один раз здесь с народом сказать «Господи помилуй», чем дома миллион раз.
Пока будет стоять на Земле храм Господний, пока будет совершаться великое Таинство Причастия, Литургия, жизнь не угаснет. И вера Господня будет спасать людей, род человеческий и жизнь каждого христианина.
Введение Богоматери в храм Божий открывает нам истину. Истину, которая живёт в храме и возглашается из него миру для спасения. Там, где нет храма, там просто место молитвы. И такая молитва, в случае сектантов, разрушает душу и сердце. Только в храме, где живёт Дух Святой, где прославляется Царица Небесная, где сердце наше наполняется радостью, мы обретаем с Господом Богом союз, дружбу и защиту отеческую, ибо Бог нам Отец, а мы — Его дети. И всё это даровал Господь чрез Введение Девы Марии в Храм Его, который не утратил своей благодатной силы, а ещё больше и больше раскрывает могущество Господа, что среди нас, в наших храмах, в наших служениях, в наших молитвах.
5 декабря, в попразднство Введения (Входа) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию во Ввведенском храме города Сосновоборска.
Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный больничных церквей города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; настоятель Введенского храма города Сосновоборска иерей Николай Чихичин; штатные священнослужители Покровского собора и сосновоборского Введенского храма.
За богослужением пел хор Введенского храма.
По окончании богослужения владыка Пантелеимон возглавил крестный ход вокруг храма. После он обратился к пастве со словом проповеди и благословил участников отряда православных следопытов «Мангазея» на новые свершения.
4 декабря, в двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, по окончании Божественной литургии в Сергиевском храме города Бородино (каноническая территория Канской епархии), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня мы слышали в праздничном тропаре, что началось человеческое спасение с того, что Пречистая Дева Мария вошла в храм Господень. Спасение рода человеческого начинается с храма. Что значит Введение? Существовал ещё до Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса древний обычай: первенца, которого долго ждали родители, посвящать Богу. Они отдавались на обучение в Иерусалимский Храм, и многие мальчики становились левитами, служителями Храма. А девочки готовились к тому же служению, только в семейном, домашнем кругу, неся веру своим детям. И там учили девочек ткать и прясть, но не учили читать и писать.
Дева Мария родилась по молитвам своих родителей, в тот момент, когда они уже отчаялись завести ребёнка и были в почтенном возрасте. И в это время Господь посылает Иоакиму и Анне весть о рождении дитя в их семье, девочки. Люди вокруг считали, что ожидание первенца до такого возраста — это Божие проклятие. Но всё вышло не так, ибо это было Божие избрание, ведь пришло время роду людскому искать спасение от греха. И Господь призвал Ту, кого сегодня мы величаем Пречистой Девой Марией, Матерью Божией, кому мы молимся за детей, за семейное счастье, в дороге, в труде и в бою. Мы ищем спасения, и Богородица молится вместе с нами.
В земном своём происхождении Матерь Божия объединяла кровь Первосвященников и потомков Царя Давида. Она должна была бы стать царицей Израиля, но воспитанная в скромности и почти святой нищете, стала Царицей Небесной.
Три года Она росла с матерью и отцом, после чего они, по данному Господу обету, отдали Её во Храм, понимая, что их земная жизнь подходит к концу. Они знали, что это дитя — Божие благословение им и всему человеческому роду.
В Храм вело пятьдесят высоких ступеней, и младенцу, да и многим взрослым, было невозможно самому преодолеть их. Но родители поставили Марию на первую ступень, и она легко прошла их все и вошла в святая святых. И служители храма поняли, что в этом ребёнке кроется спасение. Но спасение не только народу Израиля, но и всему роду человеческому.
Матерь Божия воспитывалась в храме до Своего совершеннолетия, после чего была отдана старцу Иосифу. И уже в Назарете она получает Благую Весть о Своём избрании и предназначении — привести в мир Спасителя и Сына Божия Иисуса Христа.
С этого момента, когда Она преодолела ступени Храма, люди, зависящие от диавола, увидели свет спасения. Именно в Храме началось это спасение тогда, и сейчас спасение каждого человека начинается там же. Введение Матери Божией во Храм означает призыв во храм каждого из нас, чтобы оттуда мы вышли сильными в вере, умеющими мудро управлять своей жизнью и с глубокой верой и надеждой искать путь в жизнь вечную и в царство спасения в Господе нашем Иисусе Христе.
4 декабря, в день Введения (Входа) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Сергиевском храме города Бородино (каноническая территория Канской епархии).
Напомним, что в соответствии с журналом № 79 заседания Священного Синода от 9 июля 2019 года митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон является временно управляющим Канской епархией.
Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник Успенского мужского монастыря Красноярска игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин; секретарь Канской епархии, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Канска иерей Александр Колпаков; благочинный церквей Бородинского округа Канской епархии, председатель Отдела по взаимодействию с казачеством Канской епархии, настоятель Сергиевского храма города Бородино протоиерей Владимир Пермяков; настоятели и штатные священнослужители приходов Красноярской и Канской епархий.
Среди многочисленных верующих за Литургией молились глава города Бородино Александр Веретенников, председатель городского совета депутатов Виктор Маврин, военный комиссар городов Бородино, Заозёрный и Рыбинского района Александр Батяшов, представители казачества.
За богослужением пел малый состав архиерейского хора канского Свято-Троицкого кафедрального собора.
По окончании Божественной литургии владыка Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.
3 декабря, в канун Введения (Входа) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил всенощное бдение во Введенском храме поселка Березовка.
Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный церквей Берёзовского округа, настоятель Введенского храма посёлка Берёзовка иерей Вячеслав Комаров; благочинный больничных церквей города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители Покровского собора и берёзовского Введенского храма.
За богослужением пел хор Введенского храма.
За всенощным бдением архипастырь помазал верующих елеем.
По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к пастве со словом проповеди.
Первый отчётный Большой круг Всероссийского казачьего общества (ВсКО) состоялся в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя (г. Москва) 30 ноября. Енисейское войсковое общество на встрече представляла делегация под началом атамана Павла Артамонова и включавшая войскового священника, председателя Отдела по взаимодействию с Енисейским казачеством Красноярской митрополии, настоятеля Пантелеимоновского больничного храма города Красноярска протоиерея Андрея Казанцева.
В мероприятии приняли участие помощник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества Дмитрий Миронов, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда, руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, заместитель министра просвещения РФ Денис Грибов, а также войсковые священники и более 300 казаков и атаманов от двенадцати реестровых войск.
В адрес участников казачьего круга поступило приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Владыка отметил особое значение казаков в истории России, а также вековую связь честного казачества и Православия.
— Труды на благо Родины требуют от человека мужества и стойкости, крепости духа и жертвенности — тех важнейших качеств, которые невозможно взрастить в своей душе без веры в Бога, твёрдого упования на Его помощь, готовности самоотверженно служить Небесному Царю и земному Отечеству. К стяжанию этих добродетелей издревле стремятся казаки, на протяжении веков являвшие пример преданности Матери-Церкви, — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Участники мероприятия подвели итоги года, наметили планы на следующий год, положительно оценили работу руководителя ВсКО Николая Долуды. Кроме того, на круге атаманы и казаки проголосовали за включение в состав ВсКО Черноморского казачьего войска, окружных казачьих обществ «Балтийский отдельный казачий округ — Балтийский казачий союз Калининградской области» и «Казачий округ Санкт-Петербурга», — информирует сайт yenisei-cossack.pravorg.ru.
Учителя объяснили гимназистам, что значит понятие «Неизвестный солдат», когда был установлен этот день в нашей стране и кому он посвящён. Ребята познакомились с памятниками Неизвестному солдату в разных городах России и других странах, осознали их значение для ныне живущих поколений.
В рамках заданной тематики учителя смогли пробудить интерес учащихся к истории страны, воспитывали чувство патриотизма, гордости за Родину и уважительное отношение к памяти погибших за Отечество, — сообщает сайт гимназии.
1 декабря настоятель храма Воскресения Христова посёлка Подгорный протоиерей Сергий Белин совершил богослужение в тюремном храме в честь преподобного Амвросия Оптинского, находящимся при лечебном исправительном учреждении № 37 ОИК-40.
После молебна некоторые заключённые исповедались и причастились Святых Христовых Тайн, один принял Православие. После этого священник побеседовал с заключёнными и ответил на их вопросы, — информирует сообщество Железногорского благочиния «ВКонтакте».
Также священник привёз для заключённых Евангелие, нательные крестики, именные иконки, духовную литературу, молитвословы, свечи и чётки для молитвы, которые были приобретены на пожертвования прихожан Воскресенского храма.