На утреннике 7 января собрались дети и родители из прихода красноярского Трёхсвятительского храма. Его открыл председатель Миссионерского отдела Красноярской епархии, настоятель Трёхсвятительского храма иерей Василий Вершинский.
В программе праздника были конкурсы и творческие номера. Для ребят даже создали настоящий вертеп. Также каждого юного прихожанина ждал сладкий сюрприз. Завершился праздник чаепитием, — рассказывается на сайте прихода.
16 января, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в красноярском храме Архистратига Михаила и чуда его в Хонех (ул. Е. Стасовой, 20).
14 января, Обрезание Господне, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в храме праведного Иосифа Обручника (ул. Кутузова, 7).
С 1 по 17 января проходит конкурс фотографий в социальных сетях #РождествовСибири. Жители Красноярского края делятся своими фотографиями, посвящёнными празднованию Рождества Христова, в Facebook, Instagram, «Вконтакте» или «Одноклассниках», а лучшие снимки по мнению организаторов конкурса будут отмечены памятными призами. Подробнее о конкурсе можно прочитать на сайте музейно-просветительского центра «Касьяновский дом».
По традиции, празднование Рождества Христова будет продолжаться до Крещения Господня. Весь этот период в народе называют «святками». О том как их праздновали и празднуют верующие Красноярского края рассказывают в своих соцсетях, публикуя снимки с хэштегом #РождествовСибири. Конкурс ещё продолжается и Рождественская галерея пополняется, но уже сейчас организаторам есть, что показать.
Рождество — это не только общий праздник для всех христиан, но и органичная часть русской культуры. И пользователь «ВКонтакте» Светлана Светлана делится с нами этой мыслью через фотографию в национальном стиле.
Тему зимы также развивает Вячеслав Качанкин. На своей странице «ВКонтакте» он опубликовал свои обработанные снимки Рождественского ангела изо льда возле храма Иоанна Кронштадтского на Маяке. Его изготовил настоятель храма, отец Владимир Плеханов.
А вот уже роль священника непосредственно в праздничном богослужении попыталась показать своими снимками Роза Можайская в той же соцсети.
Рождество — это не только мгновенье между двумя датами, но и время до и после. Пользователь olgarogozina_photo уже показала свои чувства в период сочельника в своём Instagram:
Праздник Рождества отмечают и взрослые и дети, но каждый по-своему. В воскресной школе при храме во имя великомученика Феодора Тирона каждый ребёнок мог сам прикоснуться к Библейской истории.
Рождественские богослужения в храмах всегда особенные. Необыкновенная атмосфера, тёплое единение и ощущение лёгкости, всё это на фото пользовательницы _._s.t.a_._ из Покровского собора:
Напомним, что работы принимаются до 17 января включительно. Всё, что нужно сделать — опубликовать в открытом доступе свою фотографию с хэштегом #РождествовСибири. Подробнее о требованиях к публикациям и порядке проведения конкурса можно прочитать в Положении о конкурсе.
Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 10–16 января — седмица 30-я по Пятидесятнице.
10 января (28 декабря по ст. ст.). день памяти 20 000 мучеников в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших (302 г.)
Мученический подвиг христиан в Никомидии (древний город близ турецкого Стамбула) стал одной из самых скорбных страниц в истории Церкви.
Святые собрались в храме, чтобы встретить Рождество Христово. Пришедшие же от императора-язычника Максимиана глашатаи приказали им отречься от веры и принести жертву языческим богам, однако получили отказ, даже перед лицом угрозы расправы. В итоге, христиан сожгли заживо запертыми в храме. По преданию, бывший среди них епископ Никомидийский Анфим крестил оглашенных и всех причастил Святых Тайн.
Преследования и убийства христиан продолжились и в последующие дни. Видя страдания единоверцев, открыто Христа исповедали многие знатные люди: полководец Зинон, наместник Дорофей, бывшая языческая жрица Домна и многие другие, — всего около 20 000 человек.
11 января (29 декабря по ст. ст.). День памяти 14 000 мучеников от Ирода в Вифлееме избиенных (I)
Если архидиакон Стефан стал первым священномучеником, то Вифлеемские младенцы — первыми мучениками, погибшими за Христа.
По преданию, до иудейского царя Ирода в те дни дошли слухи о том, что в Вифлееме родился некто великий, кто может представлять угрозу его правлению. Тогда он повелел перебить всех младенцев до двух лет, живших в этом поселении. Святое Семейство же спаслось благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.
Вифлеемское избиение младенцев и поныне остается одним из наиболее обсуждаемых евангельских эпизодов. Например, неверующие люди не понимают: как Господь мог допустить такое злодеяние — гибель невинных детей, едва появившихся на свет? Но еще святитель Иоанн Златоуст на этот счет говорил: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель?». Так и в случае с вифлеемскими младенцами: за понесенные страдания на Земле их вознаградили вечным блаженством на Небесах.
Не меньше вопросов вызывает то, сколько именно невинных детей погибло по приказу жестокого царя. Византийская традиция, которой следует и Русская Православная Церковь, говорит, что 14 000, хотя непосредственно в Святом Евангелии этот вопрос не раскрыт. По всей видимости, число «14 000» является символичным и отсылает нас к ветхозаветной Рахили.
Вифлеемские младенцы как святые Церкви приобрели особое значение в новейшей истории: их почитают как небесных покровителей сохранения нерожденных детских жизней.
13 января (31 декабря по ст. ст.). День памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня
Согласно евангелистам, праведный Иосиф происходил из рода ветхозаветного царя Давида. Это был благочестивый и небогатый человек, занимавшийся всю жизнь плотничеством.
С Девой Марией он обручился уже будучи вдовцом и находясь в преклонном возрасте. Обнаружив Пресвятую Богородицу беременной, Иосиф хотел отпустить ее и лишь чудесное вмешательство архангела Гавриила, явившегося к праведнику во сне, убедило его отказаться от этого. После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф 1:25).
О жизни Иосифа, кроме обстоятельств рождения Христа, доподлинно известно мало. Существуют апокрифические предания, что у святого было шесть детей от первого брака, а сам он прожил более ста лет.
14 января (1 января по ст. ст.). Обрезание Господне
Наличие в календаре Православной Церкви этого праздника может кого-то удивить и смутить: ведь, казалось бы, обрезание — это древний иудейский обычай. Какое значение он может иметь для христиан?
Действительно, новорожденный Иисус прошел этот обряд в соответствии с древней иудейской традицией. Каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3).
Однако для христиан в этом событии раскрываются и другие смыслы. Прежде всего, Обрезание Господне свидетельствует о том, что Спаситель пришел к людям в человеческом облике, что Он был реальным человеком, принадлежавшим по рождению к своему народу. Символически же Обрезание Господне напоминает православным верующим о важности духовного самоограничения, отказа от греховных страстей.
К сюжету Обрезания Господа впоследствии будут обращаться ученики Спасителя. Известны слова апостола Павла о Святом Крещении: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).
14 января (1 января по ст. ст.). Память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379)
Живший в IV веке святитель Василий Великий — один из т.н. «великих каппадокийцев» (отцов Церкви, происходивших из этой малоазиатской провинции), которым современные верующие обязаны ключевыми догматами веры и основами церковного устройства.
Василий Великий был родом из знатной и обеспеченной семьи, в молодости получил хорошее образование и изначально избрал профессией юриспруденцию. Однако после паломничества по монашеским обителям Святой Земли и Египта будущий святой раздал все свое имущество и начал вести строгую уединенную жизнь.
Впоследствии его пригласили стать помощником епископа. Василий Великий активно участвовал в управлении епархией и в догматических спорах о природе Христа и борьбе с ересями, сотрясавших церковь в IV веке. Последние девять лет земной жизни святой Василий был архиепископом в Кесарии Каппадокийской.
Василий Великий вошел в историю Церкви как выдающийся богослов и философ. Он много сил и внимания уделил литургическому творчеству. Ему же современные верующие обязаны и текстом Символа веры. Святителя Василия почитают в Соборе вселенских учителей и святителей вместе с двумя другими «великими каппадокийцами» — Иоанном Златоустом и Григорием Богословом.
15 января (2 января по ст. ст.). Преставление (1833) и второе обретение (1991) мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца
Серафим Саровский — один из самых почитаемых старцев в истории Русской Церкви.
Еще в юном возрасте Прохор Мошнин (так святого звали в миру) решил стать монахом. В 1786 году, в 27 лет, он принял постриг с именем Серафим. Спустя еще восемь лет он стал отшельником.
Святой жил в густом лесу на высоком холме. В этот период жизни преподобный стал вести отшельническую жизнь: занимался хозяйством, огородничал, постоянно молился, терпел различные испытания.
Примерно с 1825 года к старцу Серафиму стали приходить и приезжать люди за духовным советом со всей страны. Старец помогал каждому, кто к нему обращался — кому давал совет, а кому помогал своими молитвами. В тоже время преподобный Серафим заботился и духовно окормлял Дивеевскую обитель.
Преподобный Серафим Саровский почил в ночь на 2 января 1833 года. Он отошел ко Господу тихо, во время ночной молитвы, стоя на коленях.
Церковь причислила Серафима Саровского к лику святых в 1903 году. В том же году мощи святого были открыты для всеобщего почитания. Второе обретение мощей святого Серафима, после утраты их в годы богоборчества, произошло в 1991 году.
9 января, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе города Ачинска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к прихожанам со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Каждый из нас слышит в храме, а кто-то и дома читает евангельские слова, поучения Господа нашего Иисуса Христа роду человеческому. Они посвящены тому, как сохранить добро в своём сердце, как верой оградить себя от всякого зла, что пребывает на Земле.
Мы сегодня слышали с вами в Евангелии о том, как бедный слепец просил Господа, чтобы тот дал ему зрение. «Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога» (Лк. 18:40–43). Человек получил зрение, которого у него не было никогда. Это свершилось по Божией воле. И человек пошёл и стал прославлять Господа.
В Рождестве Господь пришёл к нам через Деву Марию, чтобы мир прозрел и увидел свет спасения в добре, покаянии и человеческом участии в собственном спасении, и для обретения собственной внутренней доброты, которая человека сохраняет.
В XXI веке мы живём и видим, как окружают нас слепорождённые люди, нуждающиеся в божественном участии и исцелении. То есть мы видим людей, увлёкшихся грехом, которые ведут борьбу с Богом. Это люди, которые не думают о существовании добра и добрых отношений вообще, и люди, что с пелёнок губят свою жизнь всеми формами существующего зла. Но есть одно важно обстоятельство, которое сохраняет мир — это святая Церковь, в которой звучит евангельское слово Господа нашего Иисуса Христа, и которая празднует Рождество Спасителя рода человеческого, где люди ищут света, что освещал бы всю жизнь верующего до скончания его дней и привёл бы к жизни вечной.
Никакая сила не избавит людей от самоуничтожения: ни медицина, ни культура, ни наука. Только наука спасения, Божия наука — вера, религия будет тем самым светом. И пока будут верующие люди, будет кому отвечать «прозри» ищущим спасение от страшной жизни вне Бога и любви Его, потому что там, где нет божественного света — мрак, который поглощает всё светлое и ничего не оставляет человеку взамен, кроме полного его исчезновения во тьме ада, зла своего и всего того, что он совершает, уничтожая себя.
Рождество Христово — это один из самых главных праздников, который призывает нас, верующих людей, верить в свои силы, которые укрепляет Господь Бог, и совершать дела света, дела спасения, дела вечной жизни. Всё это выглядит несложно, но последствия этого глобальные, вечные. Верующие никогда не узнают смерти. Мы всегда знаем что делать в момент испытаний, искушений, в момент, требующий врачевания. И верующие всегда призывают Господа: приди, Господи Иисусе Христе, открой мне свет на мои дела, на моё сердце, чтобы я познал сам себя и обрёл бы то, что меня никогда как человека не оставит — святость и жизнь вечная. А начинается всё с того, что мы должны подражать Господу, святым, и просить Бога и молиться за мир, который погряз во тьме своего греха. А он нам открывается непросто безбожием, но почти поклонением другим силам, стремлением сиюминутно насладиться жизнью, притом без всякой чести, совести и ответственности. Всё это заканчивается неожиданно, когда человек не ждёт. А верующий всегда ждёт от Господа спасения и помощи.
Мир всегда хотел так жить. Но мир также всегда хотел знать: правильно ли он живёт? И вот эту правду в мир принёс Спаситель с Пречистой Матерью Своей Девой Марией. И мы теперь с вами знаем, что мы должны делать и как жить, чтобы не терять своего человеческого достоинства и иметь огромную надежду и опору в ней в повседневности, помощь в наших делах.
Так и будем с вами, как тот слепец, призывать Господа: не оставь нас, пребывай с нами в наших сердцах, помогай нам каяться, жить и молиться, и не лиши нас Царства Небесного.
9 января, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Казанском соборе города Ачинска.
Главе митрополии сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа города Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный церквей Ачинского округа, настоятель Казанского собора города Ачинска митрофорный протоиерей Евгений Фролов; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального и ачинского Казанского соборов.
За Литургией пел хор ачинского Казанского собора.
По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.
8 января, по окончании Божественной литургии в Благовещенском монастырском соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к пастве со словом проповеди:
— Однажды мужа одной знатной женщины приговорили к тюрьме, а поскольку обвинили в присвоении и краже государственных денег, то отобрали дом, всё, что было. Она не была ни в чём обвинена, но в этот же день ей сказали, что её сын на войне с турками погиб. В один день она стала нищей и без крова над головой. И никто не мог заступиться. Есть в Москве храм Пресвятой Живоначальной Троицы на Грязях возле Покровских ворот. У входа в храм, на фасаде есть образ Матери Божией, старца Иосифа и Богомладенца Христа. А её даже в Церковь не пускали и не причащали. Она плакала и молилась всё время возле этого образа. И вот, проходит время, и, казалось, никакой помощи ниоткуда, и молитвы не помогают. Приходит вестник и сообщает: мужа твоего оправдали, все имения вернули. Другой сообщил: сын твой израненный, но живой, он в плену был, но идёт уже домой. Тогда эта женщина, конечно, внесла большие пожертвования в храм, а народ, который видел, как она молилась, воспринял как праздник этот день, а это было на второй день Рождества, в Собор Пресвятой Владычицы нашей, Богородицы, Девы Марии. И назвали этот день праздником иконы Божией Матери «Трёх Радостей». В один день эта несчастная женщина стала вновь счастливой, и Бог принял её молитвы.
Каждому из нас надо учиться молиться Матери Божией. Ещё Богомладенец был на руках, а Матерь Божия и старец Иосиф знали, что будет с Ним — что будет принесён в жертву, будет распят, и будет великое событие, которое они могли только предчувствовать — воскресение из мёртвых. Матерь Божия заслуживает особого почитания, и всегда после Рождества мы празднуем особо торжественно Собор Богородицы. Царица Небесная доносит наши молитвы к престолу Божиему. Она не смотрит на лица людей, их святость, а только на правду Божию. А правда Божия — это милосердие, оправдание, прощение, смирение, послушание и вера, которая творит чудеса с каждым человеком. И мы с вами молимся, чтобы коронавирус прошёл, чтобы люди освободились, и, Бог даст, может и в этом году исчезнет эта напасть. Но если люди будут обращаться к Богу, если будут уповать, и молиться, и просить Матерь Божию.
Мы с вами, как монашествующие, просто обязаны усиленно молиться о спасении мира, ибо у нас нет никаких врагов, кроме грехов и диавола, который искушает род человеческий. Но и каждому верующему христианину подобает в эти дни Рождества Христова не вспоминать, и вообще выбросить из сердца всякие обиды, осуждения, не слушать сплетен, а радоваться, что есть вера в Бога, и что рядом Матерь Божия, которая поддерживает человека в его трудные минуты. И, конечно, пример Матери Божией, как Она молилась над младенцем, заранее уже зная через пророчество, что ожидает Его, каждый день обивалось Её сердце кровью, и лицо Её омывалось слезами. Сама не ведая до конца, что значит эта великая тайна Божия, Её рождение, чистота и непорочность, Она только одно знала — что сила Божия необъяснима, но она над каждым человеком, и кто её принимает, покоряется Богу, тот достигает спасения и жизни вечной. И этому свидетельство — молитва, которая доступна каждому человеку. Но насколько человек ленив, а диавол тут как тут. Насколько человек лукавит, подражая искусителю, когда оправдывает себя, удаляясь от молитвы, от Церкви, от Причастия. Тогда приходит коронавирус, тогда приходит блуд и распутство, тогда материнские слёзы над больными детьми падают как пепел на землю, растворяются, не принимаются никем. Но когда всё это с молитвой, то Господь совершает чудеса, как этой женщине — и матери, и жене, и честному человеку. Царица Небесная подала три радости, а эти радости означали её жизнь в чистоте и правде, и торжество истины и правды Спасителя Бога, который дал нам заповеди для исполнения, и ими мы и должны руководствоваться и ничего не бояться.
8 января, в Собор Пресвятой Богородицы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Благовещенском монастырском соборе города Красноярска.
Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель красноярского Покровского кафедрального собора митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители Покровского кафедрального и Благовещенского монастырского соборов.
За богослужением пел хор Благовещенского собора.
В числе верующих за Литургией молились монахини обители во главе с игуменией Ефросиньей (Горбачёвой).
По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди.
7 января, в двунадесятый праздник Рождества Спаса и Господа нашего Иисуса Христа, по окончании Великой вечерни в храме Рождества Христова города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к прихожанам со словом проповеди:
— Молим Господа о том, чтобы каждый год праздник Рождества Христова освещал души верующих людей, освещал народы и всю нашу планету, каждого человека. Род человеческий как никогда нуждается в том, чтобы кто-то возглашал ему истину и правду о его же человеческой жизни. Но это по силам только Богу, и Бог не отказался от своей учительской обязанности. Он две тысячи лет назад явился в мир в Вифлееме человеческим естеством, тем же путём, как каждый человек приходит в мир, через рождение. Но Его воплощение во чреве Девы Марии не было зачатием, как у каждого из нас. Это было то, что мы не можем постигнуть нашим умом, но что постигается верой в сердце.
Всесильная божественная любовь спасает, но она и судит грех и зло. И самое, наверное, главное для нас, людей, что этот суд над злом производит человеческое сердце, в котором есть вера в добро, в свет, справедливость. Мы постигаем конечное земное действо Бога, когда Он распялся и воскрес, и освободил род человеческий от ужаса и страха ада.
Не будем заблуждаться, думая, что в древности люди не знали, откуда они пришли на Землю. Если бы не знали, то не веровали бы и не поклонялись своим многочисленным ложным божествам, под которыми скрывались демоны. И сегодня они работают против человека самим же человеком. Бог избрал Марию, Матерь Божию, которая со смирением приняла эту тайну Божию, чтобы мы видели явно действие этой тайны в жизни каждого из нас.
Человеку дана свобода, но пользуется ей не человек, а враг человеческий, диавол. И мы видим в XXI веке некий отход христианских народов от Бога, мы испытываем его и в нашей святой Русской земле. Примером служит страшный XX век, в который случилось немало и хорошего — большие стройки, развитие науки, — но не было Божией любви. Злобно решили уничтожить и уничтожали святую веру. Но эта чаша наполнилась, опрокинул её Господь, и мы вступили в новую эпоху возрождения нашей веры.
Иисус Христос — Царь-Спаситель, Мессия. Те, кто ждал и ждёт Мессию, думая, что это будет что-то другое, в заблуждении. Но мы, христиане, каждый день испытываем присутствие Господа в нашей жизни. Каждый год с момента Вифлеемского песнопения ангельского мира, Христос призывает к исцелению душ и сердец заблудшего человечества. И сегодня, когда мы воочию видим расцветающий грех, убивающий человечество, мы слышим призыв Господа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Не просто «трудящиеся», а те, кто трудится над собственной совестью, над собственной душой, сохраняя человеческий образ жизни, который дал Господь.
Праздники светские, простые, а особенно божественные помогают нам снимать с себя греховную усталость, дают разрядку от этой диавольской энергии зла, и мы получаем от Бога силы и благодать, чтобы обновлять души свои и жизни свои и продолжать творить добро, творить полезное. Тот, кто верует во Христа, с радостью принимает свидетельства вечной жизни. Как никогда наш священнический труд, который с сарказмом высмеивают, обходят стороной, востребован душами людей. Нам Господь через наших епископов, апостолов поручил быть неумолкающей трубой истины, призывающей народ проснуться от греховного сна, оставить грех, оставаясь людьми. Большей частью пастыри наши имеют семьи и семейные проблемы. Но это не извиняет нас, мы остаёмся пред Богом глашатаями Его истины, истины Христовой. Ничего не бойтесь, бойтесь только преступить перед Богом. Пока мы возглашаем о благословенном царстве, пока читаем с народом простые слова Христа, будут праздники, и будет свет в людях.
Рождество Христово — это момент обновления постоянного размышления о самом себе каждого из нас. Это размышление о признаках Божиего присутствия, о знаках милосердия и мудрости уразумения, это размышление о добре и зле, и принуждение своей души, самого себя следовать за Господом в минуты тяжести жизненного, духовного, душевного своего труда. Но Христос пришёл, и, как орёл раскрывает крылья, закрывая своё гнездо, так Христос совершил на кресте, в судный день Своего распятия, чтобы потом солнце веры сохраняло нас.
Это праздник радости что мы не одни на планете, но это и праздник, который должен заставить нас думать о судьбе самой планеты, природы, живых существ, бытии наших городов и селений. Ещё более внимательно мы должны посмотреть в Рождество на детей, ибо в них скрывается сила Божия любого народа и в целом всего человечества. Вот что нам даёт Господь. Он делает нас, как и задумал, участниками мироустройства, свободы и счастья людей. Пройдёт всё, что нас пугает, но пройдёт только тогда, когда мы без всякого страха перед трудами веры будем всё время держать свет Рождественской звезды в своём сердце. И Господь не покинет этот дом, жизнь, и исполнит то, что обещал — нам быть Его избранными чадами и наследниками Царства Небесного.