Последние публикации

Благочинный церквей Ачинского округа получил благодарственное письмо от мэра Ачинска

30 января благочинный церквей Ачинского округа, настоятель Казанского собора города Ачинска митрофорный протоиерей Евгений Фролов посетил ачинскую администрацию, где был награждён благодарственным письмом.

Документ подписан главой города Игорем Титенковым — за подготовку к празднованию Крещения Господня.

Школьники побывали на экскурсии в храме села Солгон

 

25 января в храме Святой Живоначальной Троицы села Солгон Ужурского района на экскурсии побывали сельские школьники.

В храме учащихся школы встретил штатный священник храма Первоверховных апостолов Петра и Павла города Ужура иерей Георгий Тымкив, который рассказал детям об устройстве православного храма, об иконостасе. Кроме того объяснил, чем отличается икона от картины, и зачем люди в храме перед иконами ставят свечи, рассказал детям о молитве и правилах поведения в храме.

Также в рамках экскурсии, преподаватель воскресной школы Свято-Троицкого храма Лариса Гончарова провела небольшую лекцию, рассказав о древней иконе «Святая Троица», а также познакомив с историей самого храма.

По окончании экскурсии отец Георгий благословил детей и ответил на их многочисленные вопросы.

В селе Новоалтатка начала работу воскресная школа для взрослых

28 января в храме в честь Архистратига Михаила села Новоалтатка настоятель храма иерей Александр Кочетов совершил молебен, после которого состоялось первое занятие воскресной школы для взрослых.

Отец Александр рассказал прихожанам об элементарных правилах поведения в храме, после чего провел беседу «Слово — дар Божий». Первое занятие воскресной школы, священнослужитель завершил посланием апостола Павла: «Никакое гнилое слово из уст ваших пусть не исходит, но только полезное для назидания в связи с нуждой, чтобы оно приносило благодать слушающим» (Еф. 4:29).

Как отмечают в пресс-службе Шарыповского благочиния, храм в селе Новоалтатка Шарыповского района освящён в честь Архистратига Михаила 24 декабря 2022 года.

Владимир Легойда: Защита государством святынь является признаком развитого демократического общества

27 января в эфире программы «Светлый вечер» на радио «Вера» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда прокомментировал антиисламские акции, в рамках которых ультраправый политик Расмус Палудан публично сжигал Коран: сначала в Швеции, а позже повторил это в Дании.

Владимир Легойда отмечает, что большое количество критических и осуждающих откликов на это событие от православных верующих свидетельствует в первую очередь о естественной реакции людей на акт святотатства, в данном случае по отношению к мусульманской святыне.

«Человеческая, религиозная бесчувственность или даже агрессия является в каком-то смысле самоприговором демократии, — сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, — есть вещи недопустимые в обществе, которое себя называет цивилизованным, по крайней мере, в XXI веке».

Как отметил гость радиоэфира, чудовищными являются и сам факт случившегося, и его оценка политической властью Швеции, которая констатировала негативное отношение к акции, но одновременно признала ее законной. Именно закон, по мнению главы Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, «должен обозначать отношение государства к недопустимости подобного рода вещей».

Владимир Легойда подчеркнул важность принятия государством законов, не допускающих оскорбления святынь и определения сфер и вещей, которые оно обязуется защищать, таких, например, как государственная символика.

Если говорить о правах человека, пояснил представитель Церкви, то существуют вещи, которые дороги людям. Должна быть реакция со стороны государства на случае осквернения могил или святынь, которые почитаются представителями религий. Именно защита государством таких ценностей и является, по мнению председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, «сознательной позицией развитого демократического общества».

Как пишет Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Владимир Легойда указал на важность позиции государства, которое «устанавливает флажки», определяя границы дозволенного. Такая «установка флажков» осуществляется любой культурой и любым государством именно посредством законов, заключил он.

В красноярском храме совершили панихиду по погибшим казакам

24 января духовник молодёжного казачьего братства имени святого благоверного князя Димитрия Донского, штатный священник красноярского Пантелеимоновского храма протоиерей Георгий Кривоносов совершил панихиду в память о жертвах геноцида казачества.

В храме великомученика и целителя Пантелеимона при ГКБ №20 Красноярска со священнослужителем молились казаки Енисейского Войскового Казачьего общества.

Справка.

24 января — День памяти казаков и казачек, невинно убиенных в годы Гражданской войны и репрессий в отношении казачества. Жертвами геноцида стали свыше 3 миллионов человек.

В день памяти мученицы Татианы Митрополит Пантелеимон сослужил Святейшему Патриарху Кириллу за Литургией в Храме Христа Спасителя

25 января 2023 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226-235), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. В этот день отмечается День российского студенчества.

Богослужение предварило торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений, которое состоится сегодня в Государственном Кремлевском дворце. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви в период с 25 по 27 января в г. Москве состоятся XXXI Международные Рождественские образовательные чтения, посвященные теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председатель Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений; митрополит Омский и Таврический Владимир; митрополит Курский и Рыльский Герман; митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; митрополит Брянский и Севский Александр; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Тверской и Кашинский Амвросий; митрополит Елисей (Иванов); митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий; митрополит Владивостокский и Приморский Владимир; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий; митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор; сонм архиереев Русской Православной Церкви, прибывших на Международные Рождественские чтения.

Также Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексей (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Федор Повный, председатель Синодального отдела Белорусского экзархата по сотрудничеству со светскими учреждениями образования, ключарь храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, г. Минска; игумен Иоанн (Рубин), заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации; иерей Олег Овчаров, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, протопресвитер военного и морского духовенства; иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации; иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования Московской епархии; иерей Феодор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; руководители епархиальных отделов религиозного образования и катехизации в священном сане; духовенство г. Москвы.

На богослужении присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Гаврилов, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков, президент исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член Патриаршего совета по культуре академик РАН С.П. Карпов, и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино» А.В. Потемкин, председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов.

В храме молились участники XXХI Международных Рождественских образовательных чтений, игумении женских монастырей, представители руководства и сотрудники синодальных учреждений.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru, а также на портале Международных Рождественских чтений и в мобильном приложении «ПравОбраз».

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Геннадия Бочарова, клирика храма Преображения Господня на Песках г. Москвы, в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Рубин).

По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Затем Святейший Патриарх вручил церковные награды.

В Москве проходят XXXI Международные Рождественские образовательные чтения

25 января в Государственном Кремлевском дворце в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

Ведущим мероприятия выступил председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.

Утром Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, за которой молились участники Чтений.

В числе почетных гостей на церемонии открытия Чтений в Государственном Кремлевском дворце присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О.Щеголев; первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.В.Яцкин; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ П.О.Толстой; министр внутренних дел РФ В.А.Колокольцев; министр высшего образования и науки РФ В.Н.Фальков; министр просвещения РФ С.С.Кравцов; министр культуры РФ О.Б.Любимова; статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Е.С.Иванов; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н.Горбенко.

В зале собралось свыше 5000 человек: Преосвященные архипастыри — члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета, главы митрополий, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, члены Межрелигиозного совета России, члены Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, руководители федеральных служб Российской Федерации, руководители и представители федеральных и региональных органов власти, ректоры и представители около 250 российских и зарубежных вузов, руководители общеобразовательных организаций.

В числе участников форума были постоянные члены Священного Синода — глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний.

Святейший Патриарх Кирилл объявил XXXI Международные Рождественские образовательные чтения открытыми. Прозвучал Гимн Российской Федерации.

Во вступительном слове митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, в частности, отметил:

«Определением Священного Синода и Вашим Первосвятительским благословением Международные Рождественские образовательные чтения 2023 года посвящены теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

С сентября 2022 года и по сей день в епархиях Русской Православной Церкви проходит региональный этап Чтений. Не менее миллиона человек приняло участие в работе форума во всех регионах страны и в епархиях зарубежья. Из новостей, прямых трансляций региональных чтений очевидно насколько глубокий резонанс вызвало обсуждение заявленной темы. Налицо формирование в народе, в больших и малых городах, внутри семей иммунитета, обеспечивающего непринятие зла, неприятие навязываемых нам ложных ценностей. Верим, этот иммунитет поможет нам защитить и себя, и наших детей.

Мы надеемся, что наши совместные усилия помогут строить жизнь на Земле по спасительным заповедям воплотившегося Бога. Полагаем, что наши труды в ходе нынешних Чтений внесут свою лепту в это благое делание».

Был продемонстрирован видеоролик, посвященный теме Чтений.

Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словом к участникам торжественного собрания.

Приветствие Президента Российской Федерации В.В.Путина огласил полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О.Щеголев.

Министр науки и высшего образования РФ В.Н.Фальков зачитал приветствие председателя Правительства РФ М.В. Мишустина.

Приветствие председателя Совета Федерации ФС РФ В.И.Матвиенко огласил первый заместитель председателя Совета Федерации А.В.Яцкин.

Заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ П.О.Толстой огласил приветствие председателя нижней палаты Российского парламента В.В.Володина.

К собравшимся обратились министр просвещения РФ С.С.Кравцов, министр внутренних дел РФ В.А.Колокольцев и министр культуры РФ О.Б.Любимова.

С приветствием от имени министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова выступил заместитель министра Е.С.Иванов.

Приветствие мэра российской столицы С.С.Собянина огласил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н.Горбенко.

В завершение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подвел итоги пленарного заседания.

Трансляция осуществлялась на телеканалах «Россия 24», «Союз», «Спас», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru, а также на портале Международных Рождественских чтений и в мобильном приложении «ПравОбраз».

После официальной части заседания состоялся концерт.

Участие в XXXI Международных Рождественских образовательных чтениях принимает также глава Красноярской митрополии, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Выступление Святейшего Патриарха на XI Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе

26 января Святейший Патриарх Кирилл и председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин приняли участие в XI Рождественских Парламентских встречах, организованных в Государственной Думе в рамках XХХI Международных Рождественских чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом на открытии XI Рождественских Парламентских встреч:

— Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые законодатели, представители государственной власти, участники и гости XI Парламентских встреч! Дорогие братья и сестры!

Хотел бы всех вас сердечно приветствовать и выразить глубокое удовлетворение самой возможностью выступить в стенах Государственной Думы. Думаю, эта возможность открывает для нас хорошую перспективу развития реального диалога между Церковью и нашими депутатами, стимулирует церковно-государственные и церковно-общественные отношения в нашей стране.

Наше взаимодействие за последние годы принесло немало добрых плодов — в первую очередь для наших граждан, для нашего народа. Это тот адресат, которому и должны направляться все наши общие усилия, для того чтобы жизнь становилась лучше в духовном и материальном отношении. Чтобы люди чувствовали себя действительно свободными и счастливыми. Не буду углубляться в понятие человеческого счастья, каждый имеет свой взгляд на то, что это такое, но в конце концов, если подвести некую черту под многими размышлениями, то счастье человека, как ни странно, обнаруживается одним чувством: покой, мир. Вот когда у человека на душе спокойно, когда сердце мирно, тогда он счастлив. Эти чувства действительно дают нам представление о том, как формируется человеческое счастье. Счастье формируется в зависимости от состояния разума и сердца. А под сердцем и в философии, и в богословии понимается совокупность человеческих чувств. Вот дай Бог, чтобы все наши совместные усилия направлялись на то, чтобы человек был по-настоящему счастлив, чтобы он был благополучен, чтобы на сердце были мир и покой, а мысли — светлыми и направленными к добру.

Важно, что опыт Рождественских парламентских встреч становится все более востребованным и на региональном уровне. Знаю случаи, когда в таком диалоге архиереи, местные законодатели, представители общественности рассматривали проблемы, в том числе связанные со сложными человеческими отношениями. И реальный диалог помогал всем сторонам, вовлеченным в те или иные противоречия, находить правильные решения. Это касается многих тем, но я бы хотел особо подчеркнуть важность вопросов, связанных с сохранением исторического, культурного наследия, решением социальных проблем, развитием просветительской, благотворительной деятельности. Очевидно, что Рождественские парламентские встречи как формат церковно-государственного диалога доказали свою эффективность.

Обращаясь к повестке нашей встречи, хотел бы отметить, что текущая ситуация в мире делает особенно актуальной тему, выбранную в качестве основной для нынешних Международных Рождественских чтений: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

Наша страна уже почти год находится в состоянии вооруженного конфликта, братоубийственного противостояния, спровоцированного внешними силами, заинтересованными во вражде русского и украинского народов, в уничтожении их общей исторической памяти и лишении их общего будущего.

Церковь никогда не делила и не делит свою паству на «чужих» и «своих», не противопоставляет друг другу людей, зная, что в очах Божиих ценность имеет каждый человек. Оставаясь со своим народом, Русская Православная Церковь, как любящая мать, старается помогать всем, кого касаются тяготы военного времени, кто страдает и нуждается, кто потерял кров и остался без поддержки.

Господь Иисус Христос предупреждает нас в Евангелии, что войны будут сопровождать земное бытие человечества и мы услышим о войнах и о военных слухах (Мф. 24:6). Видимо, так будет до конца человеческой истории; такова печальная реальность мира, пораженного грехом, умножение которого непременно приводит, в том числе, и к войнам. Но люди, разумом понимая, что мир полон войн и неразрешенных конфликтов, нередко думают, что они не затронут их, что они где-то там, далеко. И многие полагали, что противостояние на Донбассе, начатое еще в 2014 году, страдания мирного населения находятся в каком-то параллельном измерении, потому что не мешают тем, кто наблюдает со стороны, пользоваться всеми благами привычной жизни. Это состояние теперь называют гибридной войной, когда не совсем ясно, где идет война, что это за война, почему одних она обжигает, убивает, уродует, а другие живут так, будто ничего и не происходит.

Церковная реакция на войну сформировалась за века и остается неизменной: мы отвечаем молитвой о мире, которая ныне возносится во всех храмах. Эта молитва объединяет миллионы верующих, в том числе находящихся по разные стороны противостояния. Вера без дел мертва (Иак. 2:26), учит нас слово Божие, и верные чада Церкви подтверждают ее деятельной любовью к ближним — через труды тысяч и тысяч добровольцев, жертвователей, врачей, сестер милосердия, которые трудятся все эти месяцы, помогая раненым и пострадавшим от военных действий. Это служение давно вышло за пределы церковной ограды и за пределы государственных границ. Хотел бы обратиться со словами благодарности к волонтерам: все вы, дорогие мои, — настоящие герои. И я благодарю особенно тех волонтеров, которые, действительно не жалея жизни своей, отправляются в самые трудные точки конфликта, повлекшего многочисленные жертвы.

Мирная позиция Церкви заключается в том, чтобы призывать все стороны конфликта к человечному обращению с военнопленными, если уж нельзя добиться большего, способствовать их возвращению на Родину, помогать людям эвакуироваться из опасных для проживания мест. Конечно, самое главное — это окончание всяких военных действий, примирение, восстановление братских отношений между народами, вовлеченными в этот конфликт. Но покуда конфликт продолжается, нужно хотя бы обращать милость к тем, кто реально страдает, становится инвалидами, к семьям, теряющим кормильцев. Совершая пастырское окормление военнослужащих, Церковь неизменно свидетельствует о том, что задача воина-христианина — честно и самоотверженно исполнять свой долг на поле битвы, сохраняя душевное благородство и достоинство. Борьба с врагом для христианина не должна превращаться в ненависть к отдельному человеку. Родина требует защиты, и среди воинов очень большое количество православных людей — так было, так есть и, наверное, так всегда будет. Поэтому очень важно руководствоваться правильными моральными и духовными ориентирами. Борьба с врагом не должна превращаться в ненависть к отдельному человеку и сопровождаться невероятной жестокостью, как мы знаем по случаям обращения с нашими пленными по ту сторону линии боевых действий. Многие из наших собеседников по межхристианскому и межрелигиозному диалогу разделяют миротворческую позицию нашей Церкви, и я благодарен всем, кто сегодня нашу Церковь поддерживает.

Не могу не сказать о положении Украинской Православной Церкви. Глубокую скорбь и праведное негодование вызывают попытки нынешних киевских властей и их покровителей за рубежом использовать Украинскую Православную Церковь в качестве орудия для разжигания русско-украинской вражды. Активную роль в этих деструктивных процессах, к большому сожалению, играют фанарские, то есть константинопольские деятели, которые и устроили церковный раскол.

Совершенно убежден в том, что примирение в будущем невозможно без независимой от политической конъюнктуры Украинской Православной Церкви. Именно поэтому такую ненависть она вызывает у нынешних архитекторов мировых конфликтов, не заинтересованных в том, чтобы наши народы жили в благополучии и мире.

В настоящее время Украинская Церковь подвергается беспрецедентным преследованиям со стороны государственной власти. Эти гонения сопоставимы по своему размаху и цинизму разве что с гонениями на веру в XX веке в нашей стране. Повсеместно проводятся обыски в епархиях, монастырях и на приходах, по надуманным предлогам заводятся уголовные дела на духовенство, на верующих, которые дискредитируются и в СМИ; отнимаются и оскверняются важнейшие для наших народов православные святыни.

С каждым днем сильнее и сильнее звучат призывы полностью запретить деятельность канонической Православной Церкви. Все это можно расценивать как часть глобального внешнего заказа на уничтожение канонического Православия в пределах отдельно взятой страны — Украины. При этом все ссылки на нарушение норм международного законодательства в отношении защиты прав верующих попросту игнорируются, будто международного права вовсе не существует. Множество правозащитных организаций предпочитают не замечать происходящего и тем самым обнаруживают свою политическую ангажированность, о которой мы догадывались еще в стародавние времена, когда критиковалась наша страна, в то время Советский Союз, при одновременном игнорировании прав человека, в том числе религиозной свободы, в других странах, лояльных к западному блоку.

Для Церкви как единого духовного пространства не существует политических границ. Нет и не может быть разделений по политическому, национальному или территориальному признаку для наших православных братьев и сестер. В прошлом году, выступая в Совете Федерации, я отметил, что нельзя считать виновниками сложившейся ситуации народы России и Украины, которые вышли из единой Киевской купели Крещения, которые объединены православной верой и связаны общей исторической судьбой. И сегодня скажу, что ни народ России, ни народ Украины не могут быть заинтересованы в этой междоусобной брани. И поверьте, у меня достаточно информации из глубин украинской жизни, чтобы об этом свидетельствовать.

Всем людям доброй воли нужен справедливый и прочный мир, возможность существовать без войны. Сформировавшийся на Западе ценностный политический мейнстрим приводит к тому, что традиционные нормы христианской нравственности, особенно касающиеся брака и семьи, подвергаются целенаправленной маргинализации. Мы не можем согласиться с надругательством над нашим духовным наследием и позволить вернуться во времена, когда под лозунгами прогресса из жизни людей удаляется вера, их национальная и культурная идентичность.

Ни для кого не секрет, что на фоне частичной мобилизации некоторые наши сограждане покинули Россию. Конечно, вполне понятен страх смерти, который они, вероятно, испытали. Думаю, что многие из них нуждаются в духовной помощи и назидании. В то же время хотел бы отметить, что люди уехали по разным мотивам, поэтому было бы неверно выносить какие-то общие суждения обо всех. Некоторые удивлены массовостью отъезда. Но должно ли это нас удивлять? Ведь среди молодого поколения многие годы насаждались и утверждались импортированные извне ложные ценности, воспринимаемые совершенно некритично.

Мы должны задуматься о системах воспитания и образования, которые по крайней мере часть нашей молодежи превращают во внутреннюю эмиграцию, в то время как ситуация в Отечестве требует от них, как и от всех, здравомыслия и патриотизма.

Остро стоит вопрос и о послевоенном будущем как Украины, так и России, о возвращении людей в свои дома, о возрождении инфраструктуры и социальной сферы. Отчасти этот вопрос уже решается, но мы знаем, что предстоит восстановить многие здания, целые районы, села и города. Уже сегодня понятно, что всестороннее возрождение мирной жизни займет годы. Хотел бы засвидетельствовать о готовности Церкви посильно участвовать в залечивании ран военных действий.

История с убедительностью свидетельствует, что народы и государства, которые попрали свои ценности, переживают глубокий кризис. Сегодня это происходит со многими странами и народами, и Господь стучится в сердца людей, побуждая исправить те недостатки, которые допускаются и нами, если мы дозволяем, чтобы в нашу жизнь вошли ложные ценности и навязанные нам стереотипы. Отрадно, что в российском обществе зримо начались процессы по преодолению такого рода духовных и моральных изъянов. Действительно, то, что сегодня происходит со страной, заставило очень многих переосмыслить свою точку зрения, и все больше и больше людей понимают, насколько важна такая ценность, как любовь к Родине, как верность своей стране, как готовность защитить свои священные рубежи.

Важным решением стало подписание Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Очень важно, что именно сейчас появился этот указ Президента. Отмечу, что это первый документ в нашем законодательстве, который отводит подобающее место ценностной системе нашего народа и перечисляет традиционные ценности россиян. С этой точки зрения, не менее важна и «Стратегия национальной безопасности России», принятая в 2021 г.

Надеюсь, что эти ключевые государственные документы, закладывающие основы стратегического планирования нашей национальной жизни, станут принципами развития законодательной системы на ближайшие годы. В то же время отмечу, что перечни ценностей, вошедшие в эти документы, нуждаются в дальнейшем осмыслении и дополнении. Например, наряду с правами и свободами человека в предложенной этими документами иерархии должно найти достойное место и упоминание о вере в Бога, которое закреплено в Конституции России. Конечно, в перечне этих ценностей я вижу огромное влияние западной либеральной философской мысли. С чего начинаются ценности? Права, свободы, ну и так далее — мантра! А скажите, пожалуйста, это действительно так? Это действительно самое важное в нашей жизни? Давайте поедем в нашу глубинку, постучимся в дом в том или ином населенном пункте и спросим: а что самое главное для тебя, для твоих соседей? И если кто-то скажет «права и свободы», я буду очень удивлен. Такого никто не скажет. Это не значит, что права и свободы нужно минимизировать, это не значит, что права и свободы нужно нарушать  — Боже упаси! Мы уже жили в условиях нарушения прав и свобод и знаем, что до добра это не довело. Но если мы выстраиваем приоритеты, давайте все-таки говорить вначале о самом главном, а уже потом о всем остальном, что также представляет важность.

Хотел бы коснуться важных результатов законодательной работы в 2022 г. Среди них первоочередное место, несомненно, стóит отвести запрету для иностранцев использования услуг суррогатных матерей. Благодарю всех, кто содействовал принятию этих решений. В то же время отмечу, что и эти, без сомнения, благие достижения носят пока еще промежуточный характер, нужно ставить вопрос о моральной оценке этого явления в целом.

Полагаю, что в нынешней непростой ситуации было бы также полезно вернуться к предметному обсуждению других не менее важных вопросов, касающихся совершенствования отечественного законодательства.

Не раз с этой трибуны я говорил о необходимости принятия мер, направленных против абортов, в защиту человеческой жизни. В частности, мною неоднократно ставился вопрос выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования. Хочу подчеркнуть, что наша позиция остается неизменной: аборт нравственно неприемлем. Обстоятельства нашего времени таковы, что решительный пересмотр демографической политики является условием выживания народов России. Военные действия, пандемия лишь усугубляют этот вызов, требуют консолидации усилий государства, общества, религиозных общин, направленных на коренной перелом ситуации, связанной с низкой рождаемостью.

В то же время аборт продолжает оставаться не только так называемой бесплатной «медицинской помощью», но и средством обогащения для частных клиник. По сведениям ряда экспертов, коммерческая медицина нередко не исполняет тех важных антиабортных ограничений, которые в последние годы приняты государством при полной поддержке общества и Церкви. Настало время законодательно изъять аборты из списка так называемых услуг, позволяющих наживаться коммерсантам от медицины на горе женщины. Как священнослужитель я свидетельствую, что аборт — это горе и трагедия для женщины и ее близких.

Конечно, одними запретами невозможно достичь эффекта. Беременная женщина должна чувствовать себя окруженной вниманием и заботой с того самого момента, когда в ней появляется новая жизнь. Это вопрос не только особого теплого и деликатного отношения к беременной женщине, но и государственной поддержки. Общеизвестно, что самое важное время для здоровья женщины и плода — это первые три месяца беременности. Уже в этот период, чувствуя естественную неуверенность и страх, женщина должна получать помощь государства. Поэтому я просил бы уважаемых парламентариев подумать над законодательными нормами, усиливающими социальную защищенность женщины с первых дней беременности. Возможно, целесообразным является увеличение декретного отпуска или иные меры. Поддерживая будущую мать с первых дней беременности, наше общество на деле покажет работающим женщинам, что оно высоко оценивает их исключительный и ничем не заменимый вклад в наше общее будущее.

Большим достижением законодателей считаю закрепление возможности многодетным матерям с 2023 г. получать страховые пенсии. Вместе с тем основными требованиями для назначения такой пенсии остаются 15 лет страхового стажа и необходимое количество пенсионных коэффициентов, что становится совершенно невозможным для женщин, имеющих четырех и более детей. Считаю, что справедливым было бы включение в трудовой стаж периода ухода одного из родителей за тремя и более детьми, включая приемных детей и детей, над которыми установлена опека или попечительство, до достижения самым младшим ребенком возраста 18 лет; притом что старшие дети обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях среднего профессионального или высшего образования. Важно также предусмотреть возможность распространения этой меры поддержки на одного из родителей, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом. Такое предложение неоднократно звучало с различных общественных трибун. Уверен, что в отсутствие закона, регулирующего статус многодетных семей и предоставляющего им льготы, поиск иных мер поддержки прав и интересов многодетных послужит дальнейшему упрочению правового положения российской семьи.

В период частичной мобилизации во взаимодействии с руководством Министерства обороны удалось прийти к временному решению, благодаря которому духовенству была предоставлена отсрочка от мобилизации на все время пребывания в священном сане. Как вы знаете, канонические нормы Православной Церкви строго запрещают священнослужителям поступать на военную службу и даже брать в руки оружие. Мы надеемся, что упомянутое решение будет закреплено законодательно. Священник призван помогать воюющим, но не с оружием в руках, а духовно поддерживая воинов. Наши военные капелланы находятся в самых горячих точках противостояния, а нередко и погибают. Уже пять священников убиты на переднем крае. Батюшки не прячутся где-то за обозами, они вместе со своими воинами, вместе со своей паствой, очень часто — на самой передней линии фронта, но они ничем не защищены. Когда воины поднимаются в атаку, часто вместе с ними, как в дореволюционной России, впереди идет священник с крестом — и, конечно, становится желанной целью для противника. Вот почему сегодня есть погибшие среди священников, которые на переднем крае фронта несут свое пастырское служение. Думаю, что многие слышали о пастырских трудах и служении протоиерея Михаила Васильева, удостоенного Президентом звания Героя России посмертно. И подвиг отца Михаила сейчас продолжают многие.

Назревшим видится решение закрепить в законодательстве положения об обеспечении священнослужителей, окормляющих воинов в зоне боевых действий, а также членов их семей, такими же социальными гарантиями и льготами, какие предоставляются и военнослужащим, задействованным в ходе проведения специальной военной операции. Действительно, если священник вместе с военными, если он на передней линии фронта, то почему у него не должно быть тех гарантий, которые есть у военнослужащих? Еще раз подчеркну, что священник — самая желанная цель противника, снайперы в первую очередь целятся в батюшек.

Не один год продолжается наше последовательное взаимодействие с Министерством науки и высшего образования России по вопросу о признании дипломов высших духовных учебных заведений, выданных до начала широкого процесса государственной аккредитации духовных школ в 2013 году. Учитывая тот факт, что православные учебные заведения ведут свою образовательную работу на качественно высоком уровне, соответствующем государственным стандартам, принятие такого решения было бы вполне справедливым. Надеюсь, что в нынешнем году данный вопрос будет решен положительно и соответствующие поправки будут внесены в законодательство в ближайшее время. Действительно, уровень образования в высших учебных заведениях Русской Православной Церкви достаточно высокий, и не только по нашим меркам, но и по меркам наших зарубежных коллег. Поэтому поддержка, о которой я просил бы депутатов, создала бы правильную законодательную базу для дальнейшего развития богословского образования в нашей стране.

Свидетельствуя о готовности Русской Православной Церкви работать по этим направлениям в тесном контакте с законодателями, выражаю признательность всем участникам нынешней встречи за готовность участвовать в таком диалоге и взаимодействовать с Русской Православной Церковью для созидания общего благополучия, духовного и материального укрепления нашего Отечества. Я еще и еще раз хотел бы сердечно поблагодарить Государственную Думу за тот уровень взаимодействия и диалога, который уже сейчас существует между депутатами и Русской Православной Церковью. Надеюсь, что этот диалог мог бы стать еще более системным, направленным на достижение конкретных задач, которые сегодня стоят и перед Государственной Думой, и перед Русской Православной Церковью, да и перед всем нашим народом.

Благодарю вас за внимание.

В православной гимназии отметили Международный день образования

24 января в Ачинской православной Преображенской начальной гимназии отметили Международный день образования. Этой знаковой дате были посвящены классные часы, проведенные педагогами православной гимназии.

Учащимся объяснили, что право на образование закреплено во Всеобщей декларации прав человека. Вместе с учителями ребята обсудили, зачем нужно образование и как стать образованным человеком. В конце занятия гимназисты пообещали хорошо учиться и стать профессионалами в разных сферах жизни.

Священник встретился с ачинскими кадетами

23 января штатный священник  Казанского собора города Ачинска, протоиерей Валерий Русаков посетил Ачинский кадетский корпус.

По просьбе администрации образовательного учреждения отец Валерий совершил молебен «На всякое благое дело». После молебна протоиерей Валерий обратился к ребятам с напутственным словом, напомнив о взаимоуважении, дисциплине и послушании старшим.