Последние публикации

Память Царственных страстотерпцев почтили прихожане красноярского храма

К грядущей скорбной дате — столетию кончины царя-страстотерпца Николая, его родных и близких — в Трехсвятительском приходе города Красноярска 15 июля приурочили встречу семейного центра на тему «Дарите любовь».

Настоятель протоиерей Владимир Гашков, директор воскресной школы при храме Ирина Гашкова и приходской психолог Мария Вальтер выступили с докладами, посвященными царской семье и тому, какая роль в ней отводилась воспитанию детей и духовно-нравственным ценностям.

Семья последнего русского императора должна служить для верующих вечным примером отношений между супругами, с одной стороны, и родителей с детьми — с другой, — подчеркнули докладчики в выступлениях.

Частью события стала тематическая книжная выставка и вокальное выступление воспитанницы приходской воскресной школы Валерии Шумиловой, — сообщает сайт Трехсвятительского храма.

Владимир Легойда: Церковь внимательно следит за экспертизами по царским останкам

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, комментируя сообщение Следственного комитета Российской Федерации об итогах очередных экспертиз по установлению подлинности царских останков, заявил, что они будут рассматриваться Церковью.

«Мы со вниманием относимся к новости о подтверждении молекулярно-генетическими экспертизами принадлежности обнаруженных останков бывшему императору Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения», — заявил представитель Церкви.

«Благодарим сотрудников Следственного комитета и экспертов за ответственные труды, атмосферу открытости и взаимопонимания, в условиях которых проводятся экспертизы», — добавил В.Р. Легойда.

Он также добавил, что после завершения двух повторных комиссионных медицинских (антропологических), автороведческой и историко-архивной судебных экспертиз по уголовному делу, о проведении которых говорится в сообщении Следственного комитета, итоги работы будут переданы Священноначалию Русской Православной Церкви для последующего рассмотрения.

В день 100-летия кончины Царственных страстотерпцев Первосвятитель возглавил Литургию и крестный ход в Екатеринбурге

В ночь с 16 на 17 июля, сотую годовщину расстрела Царской семьи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на помосте перед Храмом на Крови в Екатеринбурге. Помост был установлен на площадке перед вратами нижнего храма, где находится «Царская комната» — придел в честь святых Царственных страстотерпцев, возведенный на месте убиения Царской семьи.

Богослужение стало кульминацией Царских дней в Екатеринбургской митрополии, посвященных столетию трагических событий.

Святые Царственные страстотерпцы: император Николай Александрович, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия приняли мученическую кончину 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, в подвале Ипатьевского дома. В 2000–2003 годах на месте снесенного в 1977 году Ипатьевского дома был построен Храм-памятник на Крови.

Его Святейшеству сослужили иерархи Русской Православной Церкви и клирики екатеринбургских храмов. За богослужением молились представители государственной власти, местного самоуправления и общественности, потомки дома Романовых и паломники из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Недалеко от храма был организован палаточный городок для питания и отдыха богомольцев.

Прямая трансляция Патриаршего богослужения шла на телеканалах «Спас», «Союз» и на портале Патриархия.ru. Многочисленные верующие наблюдали за трансляцией на больших экранах, установленных на Царской улице рядом с Храмом на Крови.

В проповеди за Литургией Его Святейшество обратил внимание верующих на мировоззренческий аспект екатеринбургской трагедии столетней давности — слепую веру в возможность построения счастливого общества ценой насилия и смерти.

— Мы должны помнить трагедию прошлого. У нас должен развиться иммунитет к любым призывам добиться человеческого счастья через разрушение того, что есть. Ведь ни один из тех, кто призывал так разрушить народную жизнь едва ли разрушал свою собственную жизнь, и едва ли отказывался от того благополучия, которое он имел. Но с какой же яростью это предлагалось сделать всему народу. И мы усвоили этот урок. И венцом этого отступления от всего самого священного и дорогого, что было, явилась страшная казнь царской семьи, людей невиновных, не нарушавших законы. Да о каких законах тогда могла речь, когда для построения счастливой жизни надо было убить царя и всю его семью? — приводит слова Первоиерарха сайт znak.com.

По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси возглавил традиционный Царский крестный ход от места мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма общей протяженностью в 21 километр, — информирует сайт patriarchia.ru.

Узаконенная святость: почему канонизировали расстрелянную семью Романовых?

17 июля — 100 лет назад были убиты последний русский царь, его семья и близкие люди, оставшихся верными последним Романовым. В день памятной даты сайта kerpc.ru предлагает ознакомиться со статьей из свежего номера газеты «Православное слово Сибири» и инфографикой о царской семье.

Человеческая история богата непостижимыми парадоксами и странными совпадениями. Летом 2018 года друг с другом соприкасаются две юбилейные даты, каждая из которых не оставляет равнодушными многие тысячи людей: 14 июня исполнилось 90 лет со дня рождения революционера Че Гевары, а 18 июля православные верующие почитают столетие страстотерпческого подвига царя Николая II и его близких.

Почему приведены рядом столь непохожих между собой исторические персонажи? К сожалению, в массовом сознании, причем и среди людей, считающих себя образованными и «прогрессивными», живут удивительно стойкие стереотипы. Для многих Че Гевара, сеявший смуту и гражданскую рознь в разных уголках света, казнивший сотнями и тысячами невинных людей, до сих пор остается «героем» и «борцом за свободу». А последний русский государь, противившийся любому раздору и кровопролитию, ставивший народное благо выше всех ценностей, пожертвовавший не только титулом, но и жизнью ради своей страны, для них — по-прежнему «Николай Кровавый», тиран-неумеха и недалекий правитель.

И многие недоумевают: как такого человека Церковь смогла канонизировать в лике святых вместе с семьей? И какими вообще соображениями руководствовались православные иерархи на историческом Архиерейском Соборе в 2000 году?

НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ И АРХИЕРЕЙСКАЯ ОСТОРОЖНОСТЬ

Прежде всего, стоит начать с того, что решение прославить Николая II в сонме святых не возникло (да и не могло бы никак возникнуть) на пустом месте.

Осознание того, что екатеринбургская трагедия — нечто большее, чем просто расправа революционеров над свергнутым правителем, пришло к верующей части русского общества буквально сразу, еще тем недобрым летом 1918 года. «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровьрас-стрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе», — сказал в проповеди буквально на третий день после ужасного известия Патриарх Московский и всея Руси Тихон, будущий святитель Церкви.

Еще в годы Гражданской войны в тех областях России, где поддерживали Белое движение, была заложена традиция поминать за богослужением в черный день 18 июля безвинно убитую царскую семью, — опять же, с благословения Святейшего Патриарха Тихона. Почитание памяти Николая II, его супруги и детей не только продолжило жить, но и обрело новый уровень уже среди русских эмигрантов. Именно тогда, еще в 1920-е годы, и раздались первые голоса о необходимости прославления последних Романовых в лике святых.

Притом раздались, в первую очередь, из уст простых прихожан, а не священства или епископата. Крайне осторожно на этот счет высказывался, например, митрополит Антоний (Храповицкий), первоиерарх Русской Церкви заграницей с 1920 по 1936 годы: нужно время, нужно кропотливое исследование, нужны доказательства святости. Здесь, впрочем, не стоит какой-то невысказанной мысли: в дореволюционное время к канонизации святых относились, по современным меркам, чересчур основательно. Так, за 23 года царствования Николая II (1894–1917) в сонме святых, при активном участии царя, были прославлены семеро подвижников, что современниками было воспринято как нечто прорывное и почти революционное, ведь за два предыдущих века в календаре Церкви появилось только пять новых имен.

ПЕРЕМЕНЫ ИЗ-ЗА РУБЕЖА

Годы шли, и память о последнем русском государе и его близких как образце православного благочестия в среде русской эмиграции не становилась тусклее. Историческое событие произошло на Соборе РПЦЗ в 1981 году: состоялось прославление Собора новомучеников, во главу которого поместили последнего российского императора и членов августейшего семейства.

Нельзя сказать, что решение это было принято прямо-таки без споров и предварительных обсуждений. Высказывались предложения исключить из списка канонизируемых императрицу Александру Федоровну или даже оставить в нем только детей августейшей супружеской четы. С другой же стороны, именно тогда, быть может, едва ли не впервые, и прозвучали слова о «грехе цареубийства» и «соборном покаянии русского народа». Как бы то ни было, итоговое решение, принятое иерархами-«зарубежниками», было свободно от крайностей любого толка.

А время шло, и ход истории был неумолим: на дворе стояли 80-е годы прошлого века, до возрождения церковной жизни, «Второго крещения Руси» было уже рукой подать. И, конечно, в этих условиях было уже нельзя избежать вопроса о прославлении, теперь на родной земле, памяти тех, кто семь десятилетий назад пострадал от действий богоборческой власти, в том числе — последнего государя и царской семьи.

Но были ли они забыты за истекшее время в России? Или все это должно было лишь стать некой данью протоколу, церемониальной формальностью, необходимой, в том числе, для будущего воссоединения с «зарубежниками»?

В иконографии встречается коллективное изображение царской семьи и каждого из членов по отдельности. В иконах «зарубежного» образца к Романовым присоединяются канонизированные слуги. Страстотерпцы изображаются в современной им одежде начала XX века и в стилизованных под Древнюю Русь одеяниях, по стилю напоминающих царские

Нет и еще раз нет. «Священнослужители и миряне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах Царской Семьи. В домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской Семьи, а в последнее время стали широко распространяться и иконы с изображением Царственных мучеников. Сейчас такие иконы встречаются в некоторых обителях и храмах ряда епархий Русской Православной Церкви», — засвидетельствует несколько позднее в своем докладе Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых с 1989 по 2011 год. В конечном счете, последние Романовы будут прославлены в лике страстотерпцев на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году.

ОТДЕЛИТЬ ЗЕРНА И ПЛЕВЕЛА

Владыка Ювеналий в течение пяти лет — с 1992 по 1997 год — руководил кропотливой работой комиссии, исследовавшей материалы, связанные с мученической кончиной царской семьи. Предстояло — одними из первых в России — преодолеть стену штампов коммунистической пропаганды, насколько клеветнических, настолько и устоявшихся в сознании части постсоветского общества. При этом необходимо было дистанцироваться от излишне рьяных «поклонников» монархического режима — тех, кто рассматривал канонизацию последнего государя как шаг к реставрации самодержавия в стране.

Неудивительно, что едва ли не сразу участвовавшие в работе органа объявили: комиссия не собирается давать повода и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях, а намерена только способствовать объединению народа Божия в вере и благочестии.

В России и за рубежом сегодня действует более 20 храмов и приделов, освященных во имя царственных страстотерпцев

Действительно ли Николай II был непричастен к трагедии 9 января 1905 года? Правда ли, что обвинения в «распутинщи-не» были лишь наветом нечистых на руку политических оппонентов? На самом ли деле жизнь царя и его семьи была проникнута духом православного благочестия и стойкости в вере? Предстояло найти ответы на многие вопросы, вдвойне и втройне непростые для людей, выросших и воспитанных в СССР, где навязчивый агитпроп неустанно вдалбливал гражданам про «кровавого Николая» — насколько трусливого и глупого, настолько злобного и подлого. Предстояло отделить вымысел от правды и откровенную ложь — от истины, чтобы установить: за события «кровавого воскресенья» Николай II не может быть ответственен ни в коей мере, взаимоотношения царской семьи с небезызвестным Григорием Распутиным во многом носили вынужденный характер, будучи продиктованными заботой о здоровье це саревича Алексея, и уж однозначно августейшая семья являла собой образец высших христианских добродетелей.

И дело тут даже не в количестве построенных при последнем императоре храмов или канонизированных в годы его правления святых. «Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов было неотъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям. Царская чета посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, совершает паломничества», — читаем мы в итоговом документе Комиссии. Немаловажно и другое: с началом Первой мировой войны императрица Александра Федоровна и ее дочери стали сестрами милосердия, непосредственно ухаживая за ранеными солдатами, а их венценосный супруг и отец также неизменно находил время для посещения действующих частей и военных заводов, госпиталей и перевязочных пунктов…

«В жизни императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время его царствования и время пребывания в заключении». И если период первый был временем «просто» благочестия и ревности в вере, то последние месяцы стали подлинным подвигом и восхождением к святости.

Так почему же Русская Православная Церковь, в отличие от «зарубежников», не признала последних Романовых мучениками? Мученики, равно как и великомученики, — это те из числа Божиих угодников, кто лишился жизни непосредственно за исповедание христианской веры. Анализируя же Екатеринбургскую трагедию, куда уместнее говорить о страстотерпческом подвиге: беззлобном и смиренном принятии смерти в силу людской злобы, корыстолюбия, коварства или заговора. По укоренившейся традиции, как страстотерпцев в истории Церкви прославляли людей княжеского или царского происхождения: например, братьев Бориса и Глеба (1015), Андрея Бого-любского (1174) или царевича Димитрия (1591).

Николай II с самого начала революционных потрясений в России избрал путь добровольного отказа от насилия. Государь был готов принести любые жертвы, даже поступиться своей властью, лишь бы не допустить в стране братоубийство. Противники канонизации будут с особенным рвением упирать на факт отречения: дескать, не откажись царь от трона, то не было бы ни гражданской смуты, ни ужасов богоборчества, ни крови новомуче-ников. Но, по такой логике, выходит, что и в страданиях первых христиан виноваты не их гонители-язычники, а Спаситель вместе с апостолами?..

Дальнейшие трагические события в нашей стране покажут: как политик Николай II действительно во многом заблуждался, но жертвенность и нравственная чистота его выбора не могут не служить образцом истинно христианского поведения. Царскую семью канонизировали не за сам факт расправы, но за то, как низложенный император и его близкие встретили свою участь. Они отказались от бегства, они сохранили достоинство, сберегли любовь друг к другу. Скромность и непритязательность, трудолюбие и целомудрие, любовь и верность, — хотя бы за одни эти качества император Николай Александрович, императрица Александра Федоровна и их дети заслуживали прославления в лике святых. Эти качества последние Романовы явили в годину интриг и предательства, злобы и безумия, охвативших нашу страну. От их страданий и мук отчетливо виден истинный свет Христовой веры, указавший народам России на путь к возрождению поруганных святынь в конце ХХ века.

Максим Рычков

 

Медицинский центр в Ужуре открыли с Божиим благословением

13 июля настоятель Петропавловского храма города Ужура и Свято-Троицкого храма села Солгон протоиерей Павел Третьяков стал участником церемонии открытия лечебно-диагностического центра «Медицина компьютерных технологий».

Батюшка окропил святой водой помещения лечебницы, побеседовал с ее сотрудниками и пациентами, пожелав крепости душевных и телесных сил, — сообщает пресс-служба Шарыповского благочиния.

Трехсвятительский приход заботится о страдающей серьезным недугом девочке

Трехсвятительский приход города Красноярска организовал экскурсию в Успенский мужской монастырь для своей подопечной, проходящей лечение в краевом онкологическом диспансере. Там страждущая смогла молитвенно приложиться к иконе Божией Матери «Всецарица», почитаемой как помощница в лечении онкозаболеваний.

Вместе с подопечной прихода по территории обители погуляла и побеседовала о Православии активистка молодежного центра «Ника» при храме Трех Святителей Арина Филатова. На память девочке она также преподнесла экземпляры духовной литературы, — сообщает сайт trehsvhram-bazaiha.ru.

Добавим, что красноярский Трехсвятительский приход на постоянной основе опекает страждущих и оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации красноярцев.

Дивногорцы получили возможность помолиться перед мощами четырех святых

Принесение ковчега с частицами мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, преподобных Антония Великого и Саввы Освященного в храм иконы «Знамение» (Абалацкая) Божией Матери в городе Дивногорске состоялось 13 июля.

Встречу святынь возглавил настоятель прихода протоиерей Димитрий Карнаухов. Возле ковчега священник совершил молебен.

По благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, святыня пробудет в Знаменском приходе вплоть до 30 июля, с двумя небольшими перерывами. 21–22 июля ковчег перенесут в Покровский храм в поселке Усть-Мана, а 29 июля — в храм святителя Иннокентия Иркутского в селе Овсянка.

Священный Синод в Екатеринбурге разрешил отпевание некрещеных младенцев и принял решение по кадровому дефициту в Церкви

14 июля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Заседание впервые прошло в городе Екатеринбурге.

Одним из важнейших решений, принятых на заседании, стало утверждение текста «Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» 

Вопрос о возможности отпевания Церковью некрещеных младенцев был поднят еще в 2015 году и несколько лет рассматривался профильным комиссиями Межсоборного Присутствия. Решение аргументируется тем что, «смерть младенцев с особой тяжестью переживается родителями и близкими», и «некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, что отличает их от прочих усопших некрещеных людей».

Кроме того, на повестке дня была тема острого дефицита кандидатов в клир, имеющих соответствующий принятым нормам уровень образования. Напомним, по утвержденным требованиям, сегодня будущий диакон должен окончить как минимум духовное училище или два курса семинарии, а будущий священник — как минимум иметь полное семинарское образование, либо диплом высшего учебного заведения Русской Православной Церкви.

В связи с кадровым дефицитом, который констатировали ряд епархиальных Преосвященных в годовых отчетах за 2017 год, Синод принял решение о смягчении норм. Диаконская и пресвитерская хиротония станут возможными для ставленников, имеющих полное высшее светское образование и заочно обучающихся в бакалавриате духовной семинарии. При этом до окончания обучения таким священнослужителям будет воспрещаться переход в иные епархии. Перечень епархий, для которых будет возможным смягчение требований к цензу, будет формироваться ежегодно в Управлении делами Московской Патриархии, на основании данных епархиальной статистики.

Кроме того, Священный Синод причислил к лику для местного почитания в Пензенской митрополии подвижника благочестия  Ивана Поташева и утвердил богослужебные тексты: службы мученику Алексию Елнатскому, преподобному Амфилохию Почаевскому, преподобному Василиску Сибирскому, благоверному князю Олегу Брянскому; тексты тропаря и кондака священномученикам Александру Сахарову и Иоанну Тихомирову Шатурским;  для употребления за богослужением и в домашней молитве — текст акафиста преподобному Герману Аляскинскому.

Также на заседании Синод принял кадровые решения. В связи с высказанной необходимостью, у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси появится еще один викарный архиерей, с титулом «Егорьевский». Кроме того, на покой почислены митрополит Тверской и Кашинский Виктор, в связи с достижением 75-летия (новым Преосвященным, главой Тверской митрополии назначен епископ Савва, викарий Святейшего Патриарха, с сохранением должности первого заместителя Управляющего делами Московской Патриархии) и епископ Ванинский и Переяславский Савватий, по состоянию здоровья (новым Преосвященным назначен епископ Аристарх, викарий Хабаровской епархии).

Помимо этого, участники заседания обсудили тему развития межконфессионального диалога, утвердили текст «Послания Предстоятеля Русской Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси», заслушали сообщения о состоявшемся визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Сербского Иринея, о Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и работе Высшего Церковного Совета в 2018 году, — информирует официальный сайт Московской Патриархии.

Послание Первосвятителя полноте Церкви в связи с 1030-летием Крещения Руси

Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года (журнал № 42).

Благословен Господь Иисус Христос,
Иже возлюби новыя люди, Русскую землю
и просвети ю крещением святым.
(Повесть временных лет)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Ныне вся Полнота Церкви нашей чествует святого равноапостольного великого князя Владимира и с благодарностью вспоминает, как 1030 лет назад трудами сего богоизбранного и сильного духом мужа свершилось поворотное событие в истории славянских народов. Всеблагим действием Духа Святого князь обратился от языческих заблуждений, уверовал в Единородного Сына Божия Иисуса Христа и, приняв вместе со своими соратниками святое Крещение, принес на Русь спасительный свет Евангелия.

Почему мы называем событие Крещения Руси поворотным для истории наших народов? Потому что оно навсегда изменило облик всей славянской цивилизации и предопределило дальнейший путь ее развития. Это был действительно решительный поворот от тьмы к свету, от хождения во мраке ложных идей и представлений к обретению богооткровенной истины и спасению.

Человеколюбивый и Щедрый Господь даровал нам ни с чем не сравнимую милость и великое счастье: возможность принадлежать к Православной Церкви, составлять Единое Тело Христово и приобщаться к неисчерпаемому Источнику воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Итак, мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, будучи утверждены на основании апостолов и пророков и имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:19-20).

Мы совсем немного знаем о жизни Руси до Крещения. Дошедшие до нас исторические свидетельства сохранили довольно противоречивый образ наших предков как людей, с одной стороны, жестоких и коварных, с другой — отважных и щедрых. Соблюдая законы кровной мести, славяне вместе с тем отличались особым гостеприимством и широтой души. Во времена же походов мирный славянин превращался в грозного и беспощадного воина: его ярость не знала пределов, и ради богатой добычи он был готов на все.

Славянский мир стоял как бы на перепутье между добром и злом, являя то благородные качества души, то страшную бездну тьмы. Требовался решительный и твердый шаг, чтобы сделать, наконец, этот судьбоносный выбор. И сей выбор делает святой равноапостольный князь Владимир. Православная вера, утвержденная в жизни предков трудами великого князя, преобразила народ наш, воспитала в нем дух самоотвержения и кротости, жертвенности и терпения.

На протяжении веков, последовавших за крещением в благословенных водах Днепра, Русь старалась созидать свое бытие на основании высоких христианских идеалов и верности Евангелию, стремилась устроять свою жизнь тем, что мыслитель Иван Ильин называл «целованием Креста», то есть горячей любовью ко Господу и благоговением пред совершенной Им Искупительной Жертвой. Невзирая на сложные перипетии истории, несмотря на все ошибки, уклонения и даже падения, главным для нашего народа неизменно оставалось служение Божественной правде и стояние в истине.

Приобщение к православной духовности стало мощным импульсом и для развития самобытной восточнославянской культуры. Религиозный выбор князя Владимира был, кроме того, и выбором образа мышления, христианского уклада общественной жизни и стиля культуры. Это был выбор цивилизационного пути. Теперь мы уже не можем представить себе нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Пронизанные христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься о вечных вопросах бытия и смысле человеческой жизни.

Но не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами. Быть православным христианином — это не дань традиции из «любви к отеческим гробам» и национальной истории. Быть православным христианином — это в первую очередь сознательный выбор жизненного пути, это непрестанное искание Христа и Его правды. Подобно тому как равноапостольный князь Владимир, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового (Кол. 3:9-10), навсегда отдал свое сердце Господу Иисусу, так и мы, помня, какого мы духа (Лк. 9:55), призваны быть не слышателями только, но исполнителями слова (Иак. 1:22), вполне осознавая, что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3).

Искание истины Христовой и стояние за нее — вот главный завет святого князя Владимира народам Святой Руси — наследникам Днепровской купели. Вся наша общая история и культура, вся многовековая духовная и церковная традиция наших народов — связаны с познанием этой истины. Оно составляет сердцевину нашего бытия и самосознания, оно и объединяет всех нас, дает силы идти по пути исторического развития, преодолевая любые невзгоды, бедствия и рознь.

И сейчас в братской нам Украине, в стране, где находится священная Днепровская купель крещения народов Руси, стихии мира сего восстают на Церковь святого князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой святой Церкви. Духовенство и верующие подвергаются несправедливым обвинениям и поношениям. Но мы верим, что никакое давление извне не сможет разрушить священные узы Христовой любви, объединяющей нас в единое Тело Церкви. Мы верим, что наша общая молитва поможет преодолеть все испытания, сохранить чистоту Православной веры и верность канонической правде.

Единеми усты и единым сердцем прославляя Создателя за Его неизреченную милость к нам, будем же достойными сей обильно изливаемой любви Божией и того великого духовного приношения, которое сделал равноапостольный князь Владимир своему народу.

Молитвами сего дивного угодника Господня да благословит Небесный Владыка страны исторической Руси миром, да укрепит пастырей и верующих Украины, мужественно сохраняющих  верность канонической Церкви — и дарует Свою неоскудевающую помощь на пути спасения, дабы мы, не сообразуясь с веком сим, но преобразуясь обновлением ума нашего (Рим. 12: 2), совершали свое служение Богу и людям, свидетельствуя о немеркнущей красоте и созидающей силе веры Христовой.