Проповеди

Митрополит Пантелеимон: Мы пришли к Господу не чтобы было легче, а чтобы остаться живыми в вечности с Богом

3 апреля, по окончании Литургии в храме во имя великомученика Феодора Тирона города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Время поста — это время проверки всех наших чувств, всех наших мыслей, которые должны быть связаны с Богом. Это ответ на наш вопрос — почему мы веруем? Наконец, Великий пост помогает понять, где же Царство Божие, в которое мы веруем, к которому стремимся, и на которое надеемся. Но эти мысли присущи не только нам, живущим в XXI веке и верующим в Иисуса Христа. Они были и с теми, кто жил раньше во всех поколениях, верующих в Спасителя. Это ответ, для чего мы рождены и, самое главное, в чём смысл жизни, что такое зло и что такое добро.

Многие люди отдавали жизнь, в буквальном смысле, Господу: не создавали семейный очаг, уют, даже не создавали особых мест, как монастыри, для уединённой жизни. Они уходили в пещеры, в пустыни, и наедине с Богом в молитве постигали тайну Бога и человека. И сегодня мы с вами вспоминаем такого преподобного — отца Иоанна Лествичника.

Это были первые века христианства. Он жил на Синайских горах. Чем же примечательная жизнь Преподобного Иоанна Лествичника? Что он совершил? В наше время пишут много разных книг. Есть такие, авторы которых стоят далеко от спасения, добра и света. А есть такие, которые хочется прижать к сердцу и со слезами прочитать ни один раз, особенно, когда эти книги отражают личный опыт, подобно нам, верующим, как найти дорогу в жизнь вечную. Иоанн Лествичник был иеромонахом, священником. Он был учёным человеком и глубоким молитвенником. И, наблюдая жизнь верующих, таких же, как он сам, видел и грехи, и фанатичные молитвы, которые не спасали, и суеверия, которые соседствовали с верой. Он видел язычников. В то время их ещё было много. И он видел жизнь священников — не всегда положительную, по незнанию и безграмотности. И вот он написал книгу, которую назвал «Лествица» — наше славянское слово. В ней говорится о ступенях восхождения к Богу каждого из нас.

Но есть и ступени, которые ведут в подвал, в ад. И больше в наше время люди идут вниз, даже падают туда. А вверх к солнцу, к свету, к воздуху, к Царству Божиему двигаются те, кто добровольно избирает путь веры. А путь веры, оказывается, требует от человека строгой дисциплины, почти как в армии. В свободе верующий человек должен отличаться от неверующего: во-первых, верой в Господа Иисуса Христа, во-вторых, особым отношением к Матери Божией — это святыня христианства, заступница спасения нашего. В поклонении своём верующий не нуждается в командире, как в той же армии, на учёбе или в производстве. Верующий человек нуждается в правилах. А начальники над ним — Господь Иисус Христос и Матерь Божия, как пример святых. Язычники тоже подражают своим ложным Богам, бесам подражают. Но что отличает верующих людей — пример постоянства, что в заповедях, которые говорят безоговорочно: верую во единого Бога. Человек верующий независим от суеверий, от гаданий, только Божии знаки могут быть, но для этого нужно духовное руководство, что помогает их понимать: не нарушай субботний день в праздники, чти мать свою и отца твоего, не убий, не укради, не прелюбодействуй, не развратничай. Всё это мы видим каждый день среди общества. Не лжесвидетельствуй, не будь доносчиком. Но сколько же их было в годы революции и советское время? Сколько верующих людей расстреляли, рассадили по тюрьмам, сослали? Не пожелай ничего, не завидуй. Блаженен тот, кто плачет, для того чтобы утешить. Блаженны ищущие Царства Божиего. Они его найдут. Блаженные кроткие. Они наследуют Землю. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. А алчущие насытятся.

Очень сложно сдерживать себя: никого не осуждать, не таить злобы, обиды, даже если думаем, что человек виновен, творить милостыню и любовь тому, кто ненавидит тебя. Когда теряется вера, всё это поглощает человека. И, чтобы быть христианином, надо  эти качества обуздывать.

Иоанн Лествичник раскрывает христианский путь, который лёгок и прекрасен, конечно, ребёнку. Он маленький, о нём заботятся. Он приносит радость. А вот, чтоб сохранить состояние радости и в пятьдесят лет, нужно работать над собой. И в более младшем возрасте тоже, и в тридцать пять, и в пятнадцать, когда пробуждаются все качества человеческие нравственные и моральные, когда борьба и, как сейчас говорят, гормоны играют, и человек бросается во всё, что его разъедает: разврат, растление, алкоголь, наркотики, ложные увеселения. Господь призывает нас, всех возрастов, к умению управлять своей душой, своим телом, и выстраивать отношения друг с другом в терпении, в милосердии, прощении, понимании и любви. Да, это нелегко даётся. Особенно Господь наставляет монашествующих, ибо спасение наше начинается с их примера. Неслучайно в одной стихире обращаются к Матери Божией, чтоб Она молила Сына о нас, молящихся и верующих, и о монахах, что лучше других знают, как тяжко бороться с тем, что уводит нас от Бога.

Всё это начинается с исполнений правил Великого поста и других требований Церкви: чистоты моральной и нравственной. Тогда человек живёт с уверенностью в Царстве Божием. Но всякий может оступиться. Что тогда делать? Покаяться и снова продолжить восхождение по лестнице с добродетелями к Богу. «Лествица» — это единственная книга-наставление ко всем верующим христианам, особенно православным. В этой же книге — статьи-предписания о том, каким должен быть священник. Действительно, «Лествица» занимает особое место для каждого христианина, её надобно иметь в каждом доме. Кто может, читайте на церковно-славянском. Она также есть и на русском языке. Она напоминает нам, что мы пришли к Господу не за тем, чтобы было легче зарабатывать, воспитывать детей, обретать счастье, а чтобы остаться живыми и в вечности с Богом. А всё остальное прилагается: и семейный покой, и радость, и сохранение детей, и мир, и кончина, которая не пугает человека, а открывает ему дверь в вечную жизнь. Но всё начинается с той дисциплины, с тех правил, которые Церковь получила из своего опыта. И наш двухтысячелетний опыт мы должны принимать. Самое простое: любить храм, исповедоваться и причащаться, оберегать семью от развода и самих себя от блуда, помнить, что Бог всё видит, а ангелы — пишут, чтобы однажды спросить с нас.

Сейчас мы живём в век, когда люди отступили от Бога. И только Русь святая хранит веру. И вот, памятуя об этом, как наставлял Иоанн Лествичник, как бы мы ни жили, что бы не приходило в голову, всегда надо знать, что нас ждёт храм, и Матерь Божия, и Господь, и мир ждёт наших молитв о спасении его и самой жизни. Это начало Царства Божия. И дай Господи, чтобы молитвами Иоанна Лествичника мы православные спасались и пришли к Спасителю памятуя о тех, кто живёт без Бога.

Аминь.