Проповеди

Архипастырь: Господь предлагает человеку Пост как период очищения, закалки духа и воли

28 февраля, по окончании Божественной литургии в емельяновском Свято-Троицком храме, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с воскресным днём. Особо поздравляю причастников, и все, кто молился сегодня с нами также да будет храним Господом, ибо Он пришёл в мир, дабы спасать род человеческий.

Уже вторую неделю мы читаем евангельские рассказы, проповеди Христовы, произнесённые Им в особой форме, на примерах-притчах. Раскрытие Божественной любви к каждому из наз. Прошлое воскресенье называлось «о мытаре и фарисее», это — «о блудном сыне», следующая будет «о Страшном Суде». Это говорит нам о том, что мы стоим на пороге Великого поста. И в наше время многие не понимают сути Поста, и самые частые вопросы, которые в эти дни задают священнослужителям — что можно и что нельзя есть и пить. Но не в этом заключается Пост, а в том, что Господь говорит в притче, которую мы читали сегодня.

У одного отца было двое сыновей. И вот, младший сын вырос, и сказал отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения» (Лк. 15:12). И отец дал ему то, что он просил, и сын ушёл из дома в далёкие края. У него сразу нашлось много «друзей», они ели и пили за его счет, развратничали и веселились. Но деньги иссякали. И вот, в чужой стране, с чужим народом, он стал голодать, так что пришлось идти работать, пасти свиней. И он их пас, чтобы самому питаться тем же, чем питались эти животные. И даже свиньи, неразумные животные, выходит, были лучше него, потому что делились с ним своей пищей. И дошёл он до того, что все смеялись над ним и обходили стороной. И всем жителям той страны было всё равно, как живёт этот человек, и ни у кого не дрогнуло сердце при виде его.

И лишь оставшийся на далёкой родной земле отец страдал и переживал о нём. Он каждый день вставал и молился за сына, выходил на дорогу и смотрел на нее подолгу, ожидая возвращения. И печалился от того, что умрёт, так и не узнав, как сложилась судьба его дитя. И вот, однажды закричали слуги, что сын возвращается. Отец бросился на дорогу и увидел вдалеке приближающуюся тень. Его сердце чуть не остановилось, и он приказал: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Лк. 15:22–24).

А старший брат, когда пришёл с поля и услышал музыку радости и веселья, разругался на отца. Вместо того, чтобы обрадоваться возвращению его заблудшего брата, он упрекает отца: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15:29-30). Отец ответил ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:31–32). Но тот разгневался и ушёл.

О чём же хотел сказать в этой притче Господь? Старший сын в Евангельской притче символизирует израильский народ, который всегда был с Богом Отцом, но, когда пришёл Сын Божий и послал все народы к Себе, отвернулся. И по сей день они стали блудным сыновьями и ищут Мессию. Это глубоко верующие люди, читающие Библию, как и мы с вами, но пока они не примут Христа, не смогут наследовать жизнь вечную. А наши предки, принявшие Его, — тот самый блудный сын, возвратившийся.

Вот в чём смысл Поста. Пост — не ради пищи, чтобы мы изменили меню или голодали. Пост дан для того, чтобы вырастить в сердце доброту, изгнать осуждение и самомнение, чтобы мы изменяли свой внутренний мир, победили всё злое в себе.

Мы должны помнить, что Господь предлагает человеку Пост как период очищения, закалки духа и воли и сохранения бессмертия души для вечной жизни.

Аминь.