Статьи

Православная неделя с 6 по 12 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы, Лазарева суббота и Вербное воскресенье

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 6–12 апреля — шестая седмица Великого поста.

7 апреля (24 марта по ст.ст). Благовещение Пресвятой Богородицы

Суть Благовещения объясняется самим названием праздника.

С ранних лет Мария воспитывалась при храме и вела тихую, молитвенную жизнь. Но вот пришло время, когда по иудейскому закону она должна была покинуть храм. Так как Она дала Богу обет девства, Её обручили с благочестивым старцем Иосифом, и в доме Своего мужа Пресвятая стала жить, как и при храме, скромно и уединенно. Однажды перед Ней явился Архангел Гавриил и возвестил, что Она станет Матерью Сына Божия. Мария удивилась и спросила, как может это быть, если Она хранит девство. Архангел же объяснил, что у Творца нет невозможного и силой Всевышнего произойдёт чудо. Богородица же с непоколебимым доверием Богу приняла Его волю. С этого момента началась новая, евангельская история.

С греческого языка «Евангелие» переводится как «Благая весть», то есть радостная весть о том, что Господь каждому человеку дарует возможность спастись. А в тропаре праздника поется: «днесь спасения нашего главизна», то есть, Благовещение — начало нашего Спасения.

Благовещение и Христово Воскресение произошли в один и тот же день года. Но главный христианский праздник Пасха имеет переходящую дату, а Благовещение всегда отмечается в один и тот же день.

Празднование Благовещения было установлено в церковном календаре 25 марта (7 апреля по новому стилю) примерно в IV веке, когда христиане стали отмечать Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю). Два события — известие Богоматери о предстоящем рождении Младенца и Его рождение — разделяют ровно 9 месяцев. Но и до установления конкретной даты первые христиане помнили и почитали Благовещение Пресвятой Богородицы как важнейшее событие церковной истории. Подтверждением тому служат росписи катакомб, в которых встречается изображение посещения Девы Марии Архангелом.

Считается, что распространение праздник Благовещения стал получать ещё и потому, что в начале IV века святая равноапостольная Елена начала раскрывать на Святой земле места, связанные с земной жизнью Христа, в том числе и в Назарете, где и произошла встреча Пречистой с посланником Божьим.

В древности у праздника Благовещения были разные названия — «день приветствия», «Зачатие Христа», «начало искупления», «праздник Воплощения». Ориентировочно в VII веке, когда праздник получил широкое распространение, он получил и известное нам название, которое полностью звучит как Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

9 апреля (27 марта по ст.ст.) — день памяти мученицы Матроны Солунской (III–IV)

Святая Матрона — одна из многих первых христиан, своей жизнью засвидетельствовавших верность Христу. От многих других мучеников её отличает одна деталь: она приняла смерть не от языческого римского государства, не на плахе или кресте и не от рук толпы разгневанных мужчин. Земную жизнь Матроны оборвала другая женщина.

Согласно преданию, святая при жизни работала служанкой у супруги некого римского военачальника по имени Павтила. Та женщина была иудейкой, и склоняла к обращению в эту веру и саму Матрону, не стесняясь в средствах.

Однажды Павтила без пощады избила святую Матрону, а затем, связав, заперла её в тёмной каморке. Долгое время мученица пребывала без воды и пищи, а когда жестокая хозяйка открыла дверь, то вновь увидела святую свободной от уз и молящейся. Тогда Павтила в страшной ярости снова избила несчастную и опять закрыла её в том же помещении, где Матрона и отдала дух свой Богу.

Тело святой мученицы по распоряжению Павтилы было сброшено с городской стены. Христиане подняли многострадальное тело святой мученицы Матроны и с честью предали погребению. По молитвам у её мощей впоследствии будут совершены многие чудеса.

11 апреля (29 марта по ст.ст.) — Лазарева суббота

В субботу 6-ой седмицы Великого поста Русская Церковь отмечает Лазареву субботу, предваряющую Вход Господа в Иерусалим (Вербное Воскресение).

Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом.

Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Подойдя к усыпальнице праведника, Христос велел «отнять» камень от пещеры. Спаситель воззвал: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел из погребальной пещеры. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало Его как царя.

Именно после чуда воскресения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса. А святой Лазарь прожил ещё 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

12 апреля (30 марта по ст. ст.) — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)

Предшествующее Пасхе воскресение называют Вербным. В этот день Церковь вспоминает важнейшее Евангельское событие — приход Спасителя в Иерусалим менее чем за неделю до предстоящего распятия.

За день до этого Он воскресил Лазаря в селении по другую сторону Елеонской горы от Иерусалима. Слух о чуде быстро распространился в округе, и в городе заговорили о том, что это знак — древние пророчества исполнились, и Мессия, спаситель израильского народа, уже здесь.

Иисус не стал опровергать эти слухи, а, напротив, сев на осла, въехал в город через Золотые ворота, входить в которые простым людям не дозволялось даже пешком, потому что с самого начала они предназначались для одного единственного Гостя. Подобный шаг был равносилен провозглашению себя Мессией. Жители города восприняли это именно так и стелили под ноги Иисусу пальмовые ветви (в воспоминание об этом событии в России в храмы в этот день принято приходить с ветками вербы).

Но, войдя в знаменитый Иерусалимский храм — центр ветхозаветной религии, Иисус, вопреки народным ожиданиям, вовсе не провозгласил священной войны против римлян и не повел толпу на штурм стоящей рядом крепости римского гарнизона. Он изгнал из Храма торговцев, обвинил собравшихся в попрании веры и ушел прочь из города.

Иисус больше не появится в Храме. На протяжении нескольких дней он учит возле Иерусалима, регулярно споря с фарисеями — признанными религиозными вождями Иудеи. И в то же время крепнет народное разочарование в Нем. Те, кто стлал пальмы под ноги Спасителя, всё менее довольны Им.

В эти дни Иисус предрекает Иерусалиму горькую судьбу. Пророчеству предстоит исполниться уже через несколько десятков лет: в 72 году н.э. город и Храм будут стерты с лица земли римлянами, а иудеев изгонят с их родной земли.

Церковь напоминает нам об этом торжественном Входе в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает:

«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати» (Кондак, глас 6-й).

За утреней присутствующим раздают зеленеющие ветви со свечами в память о том, как встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.