Статьи

«Да обратит Господь их к истинному познанию веры»: священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский

Роман Бобров

1 октября (18 сентября по старому стилю) Церковь празд­нует память священномуче- ника Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского. Этот святой из Собора святых Крас­ноярской митрополии оказался на острие борьбы с обновлен­чеством, а когда новая власть перешла к более решительным действиям против Церкви — столкнулся со всей жестко­стью советской репрессивной машины. О подвиге владыки Амфилохия — в новом выпу­ске проекта «Этапами веры».

Скворцов Александр Яков­левич родился 17 февраля 1885 года в селе Норваш Цивльского уезда Казанской губернии, в семье псаломщика. Обучался в Казанской духовной семинарии, а затем и академии, на миссионерском отделении, и даже был рекомендован для за­мещения некоторых кафедр. Уже в годы учебы началось служение будущего святого: в 1907 году он был пострижен в монашество, в 1908 — возведен в сан иероди­акона, еще через год, на третьем курсе обучения, отправился в кал­мыцкую степь для изучения язы­ка и деятельности местной право­славной миссии. В 1910 году он был рукоположен в сан иеромона­ха и стал кандидатом богословия.

Жизнь отца Амфилохия до революции протекала в русле научной и миссионерской дея­тельности. Он в совершенстве изучил калмыцкий язык, стал великолепным проповедником, которому чаще других доверяли проповедовать после богослуже­ний в кафедральном соборе Ка­зани, принимал активное участие в миссионерских слетах, работал над созданием калмыцкой миссии и переводческой комиссии, про­вел два года в Монголии и Забай­калье для изучения ламаизма…

Все это рухнуло после Ок­тябрьского переворота. Пони­мая невозможность продолжать свою научную и миссионерскую деятельность, отец Амфилохий в 1918 году уехал в красноярский Успенский мужской монастырь. Но и Красноярск в годы Граж­данской войны не был достаточно тихим и уединенным местом для молитвы о судьбе Родины, и вско­ре вместе с пятью монахами он создаст скит на берегу озера Тиберкуль в Минусинском уезде, где и будет подвизаться до назначе­ния в село Белый Яр того же уезда в 1921 году.

А уже в 1922 году будущему святому пришлось столкнуться с обновленчеством — к «живой церкви» присоединился епископ Красноярский и Енисейский Зосима (Сидоровский). Он предло­жил самому Амфилохию перейти в обновленчество, но тот отказал­ся, за что был уволен от управле­ния приходом. Первое время от происков обновленцев пришлось спасаться в монастырях и скитах прямо в тайге, но ОГПУ все-таки нашло отца Амфилохия осенью 1923 года; впрочем, предъявить обвинений тогда насельникам скита не смогли и отпустили.

В это время в Минусинске об­разовалась верная Церкви кафе­дра во главе с епископом Дими­трием (Вологодским) — другим сибирским владыкой, боровшим­ся с обновленче­ством и постра­давшим от рук гонителей, пусть и не канонизиро­ванным сегодня, история которого заслуживает от­дельной статьи. Как бы то ни было, на какое-то время отца Амфилохия назна­чают настояте­лем минусинской кладбищенской церкви, и его ак­тивная борьба с обновленчеством приводит к ново­му аресту, все еще — без обвинений и со скорым осво­бождением.

В 1925 году Патриарх Тихон рукоположил Амфилохия (Сквор­цова) во еписко­пы, с назначением на вдовствующую Красноярскую кафедру. Инте­ресно, что Минусинская епархия при этом существовать не пере­стала, и обоим владыкам было по­ложено сохранять самостоятель­ность друг от друга.

Именно в это время будущий святой совместно с епископом Димитрием (Вологодским) резко отрицательно отвечают на пред­ложение об участии обновленцев в Соборе 1925 с целью «прими­рения». Продолжение борьбы с обновленцами привело к перво­му настоящему заключению епи­скопа Амфилохия — в 1926 году его на три года отправили в Со­ловецкий лагерь, а после осво­бождения запретили въезд в Крас­ноярск. ОГПУ начинает активно препятствовать служению непри­миримого противника обновления и советской власти — владыку на­значают правящим архиереем Но­вочеркасской епархии, но въезд в Новочеркасск ему запрещают, уже после прибытия в Ростов-на-Дону. На какое-то время Патриар­ший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородоский) назна­чает его епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии.

В это время уже в канониче­ской Церкви возникают разногла­сия, в частности, из-за ставшего вновь обязательным поминове­ния властей во всех храмах Рос­сии. Видя антицерковную при­роду советской власти, владыка Амфилохий отказался от этого, предложил собственную форму­лировку поминовения: «Еще мо­лимся о стране нашей и о властях, да обратит Господь их к ис­тинному познанию святыя веры и обратит их на путь покаяния». Митрополит Сергий с этим согла­ситься не мог, и владыка Амфилохий, во избежание конфликта, ушел на покой.

Будущий святой поселяется в селе Анжуль в Хакасии, где, вме­сте с оставшимися насельницами закрытого Матурского женско­го монастыря основывает скит. Но спокойная жизнь продолжа­лась лишь до 1931 года, когда началась коллективизация. Мо­нахинь вместе с жителями села попытались направить на лесо­заготовки с невыполнимым зада­нием. Они отказались, а за ними и простые крестьяне. В начав­шемся расследовании виновными, конечно же, оказались «церковни­ки», и владыка Амфилохий, вме­сте с монахинями и служившим в монастыре престарелым монахом Серафимом (Берестовым) оказы­вается в минусинской тюрьме.

В материалах этого и после­дующих дел засвидетельствована позиция епископа Амфилохия в отношении многих непростых событий в жизни Церкви в эти годы, его мнение о советской вла­сти. Всегда в своих суждениях свя­той ориентировался на канониче­ские установления, осуждая все расколы, и в деятельности своей всегда был максимально взвешен и осторожен — будучи на покое, в дела Минусинской епархии не вмешивался, а основал монастырь и проводил богослужения лишь потому, что и подумать не мог, что на это требуется специальное разрешение властей. Агитацию, конечно же, владыка отрицал, но признавал, что «выражает несо­чувствие» советской власти.

После этого выбраться из со­ветских лагерей владыке Амфилохию уже не было суждено. В 1933 его арестовали прямо в лагере, и хотя за год так и не смогли подтвердить существования некоей «антисоветской группы», срок за­ключения продлили на год. Тогда, на допросах епископ вновь пре­дельно ясно сформулировал свои взгляды: «Ранее при допросах я утверждал, что являюсь против­ником советской власти, и суще­ствующий строй моим убеждени­ям и идеям враждебен. Сейчас я снова заявляю, что советской вла­сти и её укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восста­новления правильной духовной жизни народа. Эти взгляды я вы­сказывал своим духовным едино­мышленникам, бывшим вместе со мною в лагере. Влияние на лагер­ников я оказывал исключительно духовного характера, внушая ла­герникам религиозное настроение — быть в личной лагерной жизни терпеливым, не роптать, быть по­корными своей судьбе, усматри­вая во всем волю Божию».

В 1937 подошел к концу срок заключения владыки Амфилохия, но освобожден он не был. Тут же завели новое дело за антисовет­скую агитацию, со следующей формулировкой: «Учитывая, что у Скворцова кончается срок на­казания и он из лагеря подлежит освобождению и что, будучи на воле, снова будет проводить кон­трреволюционную деятельность, заключенного Скворцова из ла­геря не освобождать и немедлен­но приступить к следствию по его делу, предъявив ему обвинение». При обыске у него нашли изъятые ранее дощечки, из которых свя­той, по собственному признанию, хотел делать крестики и раздавать в трудный момент нуждающимся. Обвинители услышали его немно­го иначе — якобы, по освобожде­нии из лагеря он собирался «неле­гально распространять крестики, этим существовать и нелегально вести религиозную пропаганду».

1 октября епископа Амфилохия (Скворцова) расстреляли. Как и многих новомучеников, первым его канонизировала Русская Пра­вославная Церковь заграницей — в 1981 году. А уже в августе 2000 года он был причислен к лику святых новомучеников и исповед­ников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви для обще­церковного почитания.

Проект «Этапами веры» реализу­ется при поддержке Международ­ного грантового конкурса «Право­славная инициатива 2018-2019»