Роман Бобров
1 октября (18 сентября по старому стилю) Церковь празднует память священномуче- ника Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского. Этот святой из Собора святых Красноярской митрополии оказался на острие борьбы с обновленчеством, а когда новая власть перешла к более решительным действиям против Церкви — столкнулся со всей жесткостью советской репрессивной машины. О подвиге владыки Амфилохия — в новом выпуске проекта «Этапами веры».
Скворцов Александр Яковлевич родился 17 февраля 1885 года в селе Норваш Цивльского уезда Казанской губернии, в семье псаломщика. Обучался в Казанской духовной семинарии, а затем и академии, на миссионерском отделении, и даже был рекомендован для замещения некоторых кафедр. Уже в годы учебы началось служение будущего святого: в 1907 году он был пострижен в монашество, в 1908 — возведен в сан иеродиакона, еще через год, на третьем курсе обучения, отправился в калмыцкую степь для изучения языка и деятельности местной православной миссии. В 1910 году он был рукоположен в сан иеромонаха и стал кандидатом богословия.
Жизнь отца Амфилохия до революции протекала в русле научной и миссионерской деятельности. Он в совершенстве изучил калмыцкий язык, стал великолепным проповедником, которому чаще других доверяли проповедовать после богослужений в кафедральном соборе Казани, принимал активное участие в миссионерских слетах, работал над созданием калмыцкой миссии и переводческой комиссии, провел два года в Монголии и Забайкалье для изучения ламаизма…
Все это рухнуло после Октябрьского переворота. Понимая невозможность продолжать свою научную и миссионерскую деятельность, отец Амфилохий в 1918 году уехал в красноярский Успенский мужской монастырь. Но и Красноярск в годы Гражданской войны не был достаточно тихим и уединенным местом для молитвы о судьбе Родины, и вскоре вместе с пятью монахами он создаст скит на берегу озера Тиберкуль в Минусинском уезде, где и будет подвизаться до назначения в село Белый Яр того же уезда в 1921 году.
А уже в 1922 году будущему святому пришлось столкнуться с обновленчеством — к «живой церкви» присоединился епископ Красноярский и Енисейский Зосима (Сидоровский). Он предложил самому Амфилохию перейти в обновленчество, но тот отказался, за что был уволен от управления приходом. Первое время от происков обновленцев пришлось спасаться в монастырях и скитах прямо в тайге, но ОГПУ все-таки нашло отца Амфилохия осенью 1923 года; впрочем, предъявить обвинений тогда насельникам скита не смогли и отпустили.
В это время в Минусинске образовалась верная Церкви кафедра во главе с епископом Димитрием (Вологодским) — другим сибирским владыкой, боровшимся с обновленчеством и пострадавшим от рук гонителей, пусть и не канонизированным сегодня, история которого заслуживает отдельной статьи. Как бы то ни было, на какое-то время отца Амфилохия назначают настоятелем минусинской кладбищенской церкви, и его активная борьба с обновленчеством приводит к новому аресту, все еще — без обвинений и со скорым освобождением.
В 1925 году Патриарх Тихон рукоположил Амфилохия (Скворцова) во епископы, с назначением на вдовствующую Красноярскую кафедру. Интересно, что Минусинская епархия при этом существовать не перестала, и обоим владыкам было положено сохранять самостоятельность друг от друга.
Именно в это время будущий святой совместно с епископом Димитрием (Вологодским) резко отрицательно отвечают на предложение об участии обновленцев в Соборе 1925 с целью «примирения». Продолжение борьбы с обновленцами привело к первому настоящему заключению епископа Амфилохия — в 1926 году его на три года отправили в Соловецкий лагерь, а после освобождения запретили въезд в Красноярск. ОГПУ начинает активно препятствовать служению непримиримого противника обновления и советской власти — владыку назначают правящим архиереем Новочеркасской епархии, но въезд в Новочеркасск ему запрещают, уже после прибытия в Ростов-на-Дону. На какое-то время Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородоский) назначает его епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии.
В это время уже в канонической Церкви возникают разногласия, в частности, из-за ставшего вновь обязательным поминовения властей во всех храмах России. Видя антицерковную природу советской власти, владыка Амфилохий отказался от этого, предложил собственную формулировку поминовения: «Еще молимся о стране нашей и о властях, да обратит Господь их к истинному познанию святыя веры и обратит их на путь покаяния». Митрополит Сергий с этим согласиться не мог, и владыка Амфилохий, во избежание конфликта, ушел на покой.
Будущий святой поселяется в селе Анжуль в Хакасии, где, вместе с оставшимися насельницами закрытого Матурского женского монастыря основывает скит. Но спокойная жизнь продолжалась лишь до 1931 года, когда началась коллективизация. Монахинь вместе с жителями села попытались направить на лесозаготовки с невыполнимым заданием. Они отказались, а за ними и простые крестьяне. В начавшемся расследовании виновными, конечно же, оказались «церковники», и владыка Амфилохий, вместе с монахинями и служившим в монастыре престарелым монахом Серафимом (Берестовым) оказывается в минусинской тюрьме.
В материалах этого и последующих дел засвидетельствована позиция епископа Амфилохия в отношении многих непростых событий в жизни Церкви в эти годы, его мнение о советской власти. Всегда в своих суждениях святой ориентировался на канонические установления, осуждая все расколы, и в деятельности своей всегда был максимально взвешен и осторожен — будучи на покое, в дела Минусинской епархии не вмешивался, а основал монастырь и проводил богослужения лишь потому, что и подумать не мог, что на это требуется специальное разрешение властей. Агитацию, конечно же, владыка отрицал, но признавал, что «выражает несочувствие» советской власти.
После этого выбраться из советских лагерей владыке Амфилохию уже не было суждено. В 1933 его арестовали прямо в лагере, и хотя за год так и не смогли подтвердить существования некоей «антисоветской группы», срок заключения продлили на год. Тогда, на допросах епископ вновь предельно ясно сформулировал свои взгляды: «Ранее при допросах я утверждал, что являюсь противником советской власти, и существующий строй моим убеждениям и идеям враждебен. Сейчас я снова заявляю, что советской власти и её укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восстановления правильной духовной жизни народа. Эти взгляды я высказывал своим духовным единомышленникам, бывшим вместе со мною в лагере. Влияние на лагерников я оказывал исключительно духовного характера, внушая лагерникам религиозное настроение — быть в личной лагерной жизни терпеливым, не роптать, быть покорными своей судьбе, усматривая во всем волю Божию».
В 1937 подошел к концу срок заключения владыки Амфилохия, но освобожден он не был. Тут же завели новое дело за антисоветскую агитацию, со следующей формулировкой: «Учитывая, что у Скворцова кончается срок наказания и он из лагеря подлежит освобождению и что, будучи на воле, снова будет проводить контрреволюционную деятельность, заключенного Скворцова из лагеря не освобождать и немедленно приступить к следствию по его делу, предъявив ему обвинение». При обыске у него нашли изъятые ранее дощечки, из которых святой, по собственному признанию, хотел делать крестики и раздавать в трудный момент нуждающимся. Обвинители услышали его немного иначе — якобы, по освобождении из лагеря он собирался «нелегально распространять крестики, этим существовать и нелегально вести религиозную пропаганду».
1 октября епископа Амфилохия (Скворцова) расстреляли. Как и многих новомучеников, первым его канонизировала Русская Православная Церковь заграницей — в 1981 году. А уже в августе 2000 года он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Проект «Этапами веры» реализуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018-2019»