Статьи

Собор на Стрелке: Почему возрождение исторического храма — не катастрофа и не преступление против Красноярска

Максим Рычков

В середине мая российское общество всколыхнули неприятные события в Екатеринбурге. Акция протеста местных «защитников сквера» — очевидно, заранее спланированная и хорошо подготовленная — против восстановления в городе Екатерининского собора переросла в столкновения с блюстителями правопорядка.

Не касаясь темы организаторов этой акции и их подлинных целей, следует признать тревожность самого факта «политизации» антихрамового протеста. Ведь следующей подобной «горячей точкой» на карте России может стать наш Красноярск, где до сих пор не утихла широкая общественная дискуссия вокруг возрождения на набережной в районе Стрелки Богородице-Рождественского кафедрального собора.

Аргументы, приводимые про­тивниками строительства, во многом несостоятельны и строятся на сознательном искажении фактов. Поэтому мы считаем необходимым опровергнуть досужие домыслы относительно восстановления исторического кафедрального собора в краевой столице.

МИФ 1

«Собор — бессмысленная постройка, его хотят возвести только потому, что так кто-то решил „наверху»».

Даже на общем фоне бытую­щих вокруг Богородице-Рождественского собора стереотипов этот — безусловно, наименее со­стоятельный.

Каждому более-менее знающе­му историю родного города крас­ноярцу известно: этот храм про­стоял 75 лет (с 1861 по 1936 года). Его спроектировал сам К.Ф. Тон — создатель Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца.

Строительство на свои сред­ства профинансировали красно­ярцы, а возведение собора стало важной символической ве­хой в истории будущей краевой столицы: из небольшого городка на окраине империи Красноярск окончательно превратился в один из важнейших центров всей азиатской части России. Ведь нигде в Сибири и на Дальнем Востоке в ту пору не было храма больше и красивее.

Безусловно, Богородице-Рождественский собор был главной достопримечательностью доре­волюционного Красноярска. Его неоднократно посещали члены царской семьи, иностранные путе­шественники и дипломаты. Храм служил не только местом для мо­литвы и архитектурным памятни­ком; при нем действовали школа, библиотека, оказывалась помощь неимущим.

Уничтожение кафедрально­го собора в 1936 году стало во­люнтаристским актом безбожных властей в духе общей политики «воинствующего атеизма». С ве­рующими красноярцами никто и не думал согласовывать или хоть как-то обсуждать этот варварский акт. Глубоко символично, что взорвать историческое здание удалось только с тре­тьей попытки.

МИФ 2

«Храмов в городе и так много, стоят пустые.  Новый никому не нужен»

В миллионном Красноярске на сегодняшний день насчитыва­ется около 40 храмов разных кон­фессий. Православных церквей среди них — явное большинство, но не стоит забывать, что по-настоящему крупные, способные вместить несколько сотен верую­щих можно буквально пересчитать по пальцам.

Посреди недели, в «обычные» дни, многие храмы действительно стоят полупустыми. Но ведь в дни двунадесятых и великих церков­ных праздников счет только тем, кто подойдет в этих же церквях за Литургией к Причастию, пой­дет на тысячи. Например, торго­во-развлекательные центры тоже отнюдь не наполнены людьми в будни, однако почему-то не при­нято говорить, что их в последнее время в нашем городе стало слиш­ком много.

Вообще, «много» или «мало» — это оценочные, субъективные категории. Предоставим слово су­хой статистике: на 100 тысяч крас­ноярцев приходится лишь четыре храма. При этом, на такое же коли­чество горожан приходится, ска­жем, 11 отделений микрофинансо­вых организаций, 32 алкомаркета и 33 ломбарда. Почему-то столь заметное присутствие подобных заведений в Красноярске гнева у «прогрессивной общественно­сти» не вызывает.

Интересно, что в масштабе всей России, из числа других городов-миллионеров, меньше хра­мов «на душу населения» только в одном Челябинске. В соседнем с нами Новосибирске, к примеру, на 100 тысяч жителей приходится 6 храмов, в Казани — 8, в Нижнем Новгороде и Самаре — вообще по 9 (а это даже больше чем в Москве и Санкт-Петербурге). Неужели люди в этих городах настолько набожнее красноярцев? Верится с трудом. Но то, что там с большим почтением относятся к своей исто­рии и ее памятникам — сомнению не подлежит.

МИФ 3

«В Красноярске и так мало зеленых зон, храм на Стрелке ее уничтожит»

«Экологическая карта» являет­ся одной из самых любимых в играх борцов против храмов из разных российских городов. Под такими «знаменами» начинали протесту­ющие в печально знаменитом мо­сковском парке «Торфянка», их же они используют в упомянутом выше екатеринбургском противостоянии.

Не гнушаются говорить о «зе­леных зонах» и красноярские хра­моборцы, хотя в нашем случае эти доводы, мягко говоря, выглядят сомнительно. Во-первых, назвать по-настоящему «зеленой зоной» Стрелку в ее нынешнем виде мож­но с очень большой натяжкой. Во-вторых, строительство или воссоз­дание красноярских храмов всегда шло сугубо во благо прилегающей территории.

Самыми показательными при­мерами тому только в Краснояр­ске служат Успенский мужской монастырь, Никольский храмовый комплекс, храмы Рождества Хри­стова и Архистратига Михаила. За­брошенные или пустующие участки земли благодаря храмостроитель­ству превратились в настоящие зе­леные зоны, где в хорошую погоду могут гулять абсолютно любые люди с разным мировоззрением — при соблюдении известных правил приличия.

МИФ 4

«В центре Красноярска и так много храмов. Новый лучше построить где-нибудь в другом месте»

В том-то и дело, что Богородице-Рождественская церковь — это не «новый храм». Это — наше воз­рождаемое историческое наследие, притом — кафедральный собор.

Храмы такого статуса просто обя­заны стоять в центральной части города; это неписаное правило не­преложно соблюдают и в католиче­ском, и в православном мире.

Кафедральный собор — это больше чем просто место молит­вы. Это — неотъемлемый атри­бут «лица» любого города, одна из ключевых его достопримеча­тельностей, его архитектурная до­минанта. Разве ему может быть ме­сто где-то на городских окраинах? Читатель может себе представить, к примеру, что московский Храм Христа Спасителя в 1990-х решили бы поставить где-нибудь в Биби­рево или на Кузьминках? Согласи­тесь, что это было бы совершенно нелепо и неуместно.

Кстати, Москва — не единствен­ный пример тому, как в новейшей российской истории чтимую святы­ню воссоздавали именно на подоба­ющем ей месте. В центральной части своих городов восстановили, в част­ности, два Успенских кафедральных собора — в Омске и Ярославле. Точ­но так же поступают сейчас в Пензе — возрождая на историческом месте Спасский кафедральный собор (там строителям остались только отде­лочные работы).

Разумеется, наш Богородице-Рождественский собор непосред­ственно на историческом месте не поставить. Но набережная в районе Стрелки выглядит умест­ной альтернативой: и потому, что когда-то здесь возвышался другой утраченный в советские годы ве­личественный собор — Воскресен­ский, — и потому как именно с этого места, по сути, и началась история Красноярска, которую невозможно представить без Православия.

МИФ 5

«Церковь получила участок на Стрелке незаконно, в обход необходимых процедур»

Муниципальные власти совер­шенно по закону передали данный участок территории епархии в 2016 году. Этому решению предшествова­ло длительное открытое обсуждение вопроса, проведение необходимых геологических экспертиз.

Интересно, что до передачи зе­мельного участка Русской Право­славной Церкви здесь планировалось возведение трех торгово-офисных 100-метровых высотных зданий, со­единенных между собой переходами. Думаю, что нет нужды объяснять, как такое строительство отозвалось бы и на общем архитектурном обли­ке города, и на состоянии той самой «зеленой зоны», которую так пылко отстаивают общественники-храмо­борцы.

В конце концов, невольно возни­кает вопрос: а куда наши «защитники скверов» и «зеленых зон» смотрят, когда в городе «точечно» возводится очередная жилая многоэтажка или торговый комплекс? Видимо, их «за­щитные» устремления должным об­разом стимулирует только возведе­ние православных церквей.